Судья Москвитина М.Р. дело № 7/2-31/2022
РЕШЕНИЕ
г. Якутск, 08 февраля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № ... от 7 июля 2021 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – министра ******** ФИО1,
установил:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В.№ ... от 7 июля 2021 года должностное лицо – министр ******** ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.
Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит отменить постановление административного органа и решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Полагает, что приостановление финансирования на три года на стадии строительства объектов, строительство которых начато в предыдущие годы, нецелесообразно с точки зрения эффективности расходов государственного бюджета и противоречит плану поэтапного снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства в Республике Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2020 года № ... Указывает, что средства государственного бюджета республики были затрачены по целевому назначению, социальный объект введен в действие. Полагает, что в отсутствие доказательств о наступлении каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения, составлением и рассмотрением протокола об административном правонарушении достигнута цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Указывает о наличии у него на иждивении ******** несовершеннолетних детей.
ФИО1, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем, с учетом части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие привлекаемого лица.
В суде защитник Заиченко Е.С. поддержала доводы жалобы, просила отменить решение суда и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, отсутствием умысла на совершение административного правонарушения у ФИО1, наличие на иждивении ******** несовершеннолетних детей.
Представитель административного органа – ******** ФИО2 просил оставить постановление об административном правонарушении и решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что в результате действий ФИО1 по предоставлению субсидии, допустившему нецелевое использование субсидии, Муниципальному району «..........» Республики Саха (Якутия) причинен ущерб бюджету республики, выразившийся в не получении указанной субсидии другими муниципальными заказчиками, которым она могла быть предоставлена.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав защитника Заиченко Е.С. представителя министерства финансов Республики Саха (Якутия) ФИО2, прихожу к следующему.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке» утвержден Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года N 906.
Согласно п.п. 1 п. 2.2 Порядка предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке», утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года N 906, одним из критериев отбора для предоставления субсидии является отсутствие выявленных фактов нецелевого использования муниципальным заказчиком субсидий, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий Движения добрых дел в течение трех лет, предшествующих году предоставления субсидии.
Основанием для привлечения министра ******** ФИО1 к административной ответственности послужили обстоятельства, выявленные в ходе выездной проверки осуществления расходов на обеспечение выполениня функций государственного органа и их отражения в бюджетном учете и отчетности в период 2019 – 2020 годы, а также соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Республики Сха (Якутия) за 2020 год и истекший период 2021 года в Министерстве ********.
Так протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2021 года установлено утверждение протоколом совещания у министра ******** ФИО1 от 20 ноября 2020 года № ... Переченя муниципальных заказчиков получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации мероприятий Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке» на 2020 год, в том числе Муниципальному району «..........» в отношении которого установлено нецелевое использование субсидии за 2017 и 2018 годы в размере .......... руб. При этом, информация об итогах проверки в МР «..........» была направлена в Министерство ******** письмом от 30 января 2019 года № ....
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 1 п. 2.2 Порядка предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке», утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 года N 906, субсидия на сумму .......... руб. предоставлена МР «..........», допустившему нецелевое использование субсидии в течение трех лет, предшествующему году предоставления субсидии.
Пунктом 6.1 Положения о Министерстве ******** министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Саха (Якутия) в установленном порядке. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2020 года № ... «О министре ********» ФИО1 назначен министром ********.
Протокол совещания у министра ******** подписан электронной цифровой подписью министра ФИО1
Фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым дана надлежащая правовая оценка.
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В.№ ... от 7 июля 2021 года должностное лицо – министр ******** действия министра ФИО1 правильно квалифицированы по части 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Судьей Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2021 года указанное постановление правомерно оставлено без изменения. Доводам о малозначительности судом дана оценка, при этом суд не нашел оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
При выборе меры ответственности должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении и судья суда первой инстанции в полной мере учли обстоятельства дела, характер административного правонарушения, совершение которого нарушает охраняемые государственные интересы, связанные с порядком предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, по доводам жалобы не установлено.
Допущенное министром ******** ФИО1 административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления межбюджетных субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а также нарушает права граждан, в результате неправомерных действий ФИО1 была нарушена адресность предоставления средств межбюджетных субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в результате нарушения критериев отбора для предоставления субсидии.
Отсутствие материальных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.
В связи с изложенным, в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось.
При таких обстоятельствах постановление административного органа и решение судьи являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № ... от 7 июля 2021 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – министра ******** ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Никодимов