Судья Цыкунова В.П. дело 7/2-335/2020
12-840/2020
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 3 сентября 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица ФИО2 на решение Якутского городского суда РС (Я) от 20.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора Акционерного общества Специализированный застройщик «Республиканское ипотечное агентство» (далее – АО СЗ «РИА») ФИО2,
установил:
10.01.2020 постановлением руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному Федеральному округу директор АО СЗ «РИА» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, ему назначен штраф в размере 30 000 рублей.
20.07.2020 решением Якутского городского суда РС (Я) постановление административного органа оставлено без изменения, в удовлетворении доводов жалобы привлекаемого лица отказано.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РС (Я), ФИО2 просит постановление и решение отменить, полагая, что административным органом и судом не правильно применены нормы материального права и обстоятельства, имеющие значение по делу, не дана оценка доводам привлекаемого лица об отсутствии вреда.
ФИО2 на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещён, сведений о причинах неявки не представил, отложить рассмотрение жалобы не просил.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Проверив на основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлёкшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлёкшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.1.1, 2-4 ст.15.27 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее закон №115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных п.2.1 ст.7 Закона №115-ФЗ, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять её конфиденциальный характер.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учётом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Административным органом и судом установлено, что в период с 07.03.2019 по 30.09.2019 директором АО СЗ «РИА» ФИО2 не приняты надлежащие меры:
- направленные на разработку правил внутреннего контроля, соответствующих действующему законодательству;
- направленные на назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля;
- по утверждению перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение;
- по обеспечению прохождения однократного обучения в форме целевого инструктажа главного бухгалтера ФИО и управляющего филиалом ФИО1;
- на разработку Программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- по принятию обоснованных и доступных мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении них сведений, предусмотренных пп.1 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ, и проверке достоверности полученных сведений;
- по принятию обоснованных и доступных мер по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц замещающих государственные должности РФ, должности членов Совета директоров Центрального банка РФ, должности генеральной государственной службы;
- по проведению мероприятия по идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений и фиксации необходимой информации;
- проведению в личном кабинете проверки наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и т.д.
Правонарушение выявлено в ходе комиссионной камеральной проверки отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному Федеральному округу и явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении.
Факт совершения данного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.12.2019, актом проверки, правилами внутреннего контроля, разработанными и утверждёнными 09.11.2015, приказами, договорами и иными имеющимися в деле доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст.ст.29.7, 29.9 КоАП РФ.
Наказание назначено в соответствии с санкцией по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Таким образом, постановление должностного лица административного органа районным судом обоснованно оставлено без изменения.
Доводы жалобы не содержат указания на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебным решением обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого акта не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении директора АО СЗ «РИА» ФИО2 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья В.С. Протодьяконов