ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-338/19 от 15.08.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Николаева Л.А. Дело № 7/2-338/2019

РЕШЕНИЕ

город Якутск 15 августа 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Платонова Е.А. - Ивановой В.А. на решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного инженера – первого заместителя директора МКУ "СЭГХ" Платонова Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) от 17 мая 2019 года № ...*** заместитель ***МКУ "СЭГХ" Платонов Е.А. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Якутского городского суда РС(Я) от 20.06.2019 вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с решением Якутского городского суда РС(Я) от 20.06.2019 представитель Платонова Е.А. Иванова В.А. с обратилась в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, ссылаясь на то, что распоряжением ОА г.Якутска от 26 января 2015 г. №56р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск» канализационные сети, расположенные по адресу: ..., переданы в эксплуатацию ОАО «***».

В судебном заседании Платонов Е.А. и его представитель Ефремова Л.С.поддержали доводы жалобы и в подтверждение своих доводов о том, что эксплуатирующей бесхозяйные канализационные сети, расположенные по адресу: ... является ОАО «***», представили договор эксплуатации от 30 марта 2015 года и Акт приема-передачи указанного имущества в эксплуатацию ОАО «***» от 30 марта 2015 года и пояснили, что указанное общество получает доход от эксплуатации указанных сетей. Указывают, что МКУ «СЭГХ» является организацией, которая только организовывает проведение аварийно-спасательных работ, укрепительно-восстановительных работ, проведение капитальных работ, реконструкцию, в том числе бесхозяйных сетей канализации. Эксплуатацией данных сетей МКУ «СЭГХ» не занимается, тогда как по ст. 8.2 КоАП РФ должна нести ответственность эксплуатирующая организация.

Представитель Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) Борисова С.Е. просит отказать в удовлетворении жалобы, считает, что постановление комитета и решение суда являются законными и обоснованными. Указывает, что канализационная сеть относится к объектам инженерной инфраструктуры, находится введении городского округа «город Якутск», поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание строительство системы канализации не территории городского округа «город Якутск» является обязанностью МКУ «СЭГХ». Таким образом, считает, что именно данное МКУ обязано обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем водоотведения. По поводу представленных другой стороной договора об эксплуатации и акта приема-передачи сетей канализации пояснила, что указанные документы не были представлены в ходе проверки и привлечении МКУ «СЭГХ» к ответственности, то есть об их существовании надзирающему органу не было известно. В связи с чем считает, что они не должны приниматься судом в качестве доказательств.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, они должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Как усматривается из материалов дела, 24.04.2019 с 15 час. 00 мин до 16 час. 00 мин. Якутским комитетом ГЭН проведены контрольно-надзорные мероприятия по административной территории ГО «...» на основании Распоряжения № ... от 24.04.2019г. ЯКГЭН по поступившему обращению с ПАО «***» № ... от 16.04.2019г. по факту разлива сточных вод по адресу: ... и подтоплению территории ПАО «***».

На момент проверки регистрируется, что с дома ... с системы водоотведения происходит разлив сточных вод на рельеф местности, в результате чего образована лужа и наледь, площадь разлива составляет *** кв.м. Также рядом с железным гаражом, расположенным вдоль забора регистрируется разлив вод из отверстия системы водоотведения дома ..., в результате чего сточные воды попадают на территорию ПАО «***».

На территории ПАО «***» регистрируется образованные лужи, стекающие под здание ПАО «***» площадь разлива составляет *** кв.м.

Согласно Экспертному заключению № ... от 08.05.2019 г. ГБУ... в пробе почвы, отобранной с места разлива сточных вод из системы водоотведения жилого дома по адрес: ... на территорию ПАО «***» содержание *** не соответствует фоновому показателю, повышая фоновую концентрацию *** более чем в *** раз, установлено загрязнение ***.

Привлекая к ответственности главного инженера МКУ «СЭГХ» Платонова Е.А. по ст. 8.2 КоАП РФ, Якутский комитет государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) исходил из того, что канализационные сети домов ... являются бесхозяйным имуществом, и находятся в ведении МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства»

Между тем, надзирающим органом и судом не принято во внимание, что в обязанности МКУ «СЭГХ», согласно Уставу, входит организация проведения аварийно-спасательных работ, укрепительно - восстановительных работ, организация реконструкции, капитального ремонта муниципального жилищного фонда городского округа «город Якутск»; - капитальный ремонт, ремонт и содержание бесхозяйных инженерных сетей и других инженерных коммуникаций и сооружений, организация проведения аварийно- восстановительных работ, капитального ремонта муниципального жилищного фонда ГО «город Якутск»

Непосредственная эксплуатация сетей канализации, которая предполагает в том числе, сбор, накопление, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления, осуществляется ОАО «***» на основании Распоряжения Главы Окружной Администрации г. Якутска от 26 января 2015 года «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск», договора эксплуатации бесхозяйного недвижимого имущества от 30 марта 2015 года, акта приема-передачи бесхозяйного имущества от 30 марта 2015 года. Согласно указанным документам в введение ОАО «***» переданы канализационные сети, расположенные по адресу: ....

Довод представителя надзирающего органа, что об этих документах не было известно при проведении проверки, опровергается следующим. При рассмотрении аналогичного дела Якутским городским судом 14 февраля 2019 года, суд прекратил производство в отношении МКУ «СЭГХ» со ссылкой на указанные документы. Решение суда о прекращении производства по делу в отношении МКУ «СЭГХ», привлеченного к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ по поводу течи из канализационной сети, вступило в законную силу. При рассмотрении указанного дела участвовал представитель Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я). Таким образом, о существовании документов, подтверждающих передачу в ведение ОАО «Водоканал» бесхозяйных канализационных сетей по вышеуказанным адресам надзирающий орган осведомлен.

При этом указанным документам какой-либо оценки не дается ни надзирающим органом, ни судом.

При приведенных обстоятельствах прихожу к выводу о недоказанности вины должностного лица МКУ «СЭГХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В рамках настоящего дела не доказано, что должностное лицо МКУ «СЭГХ» является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, ч. 4 ст.24.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) от 17 мая 2019 года № ... и решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица МКУ «СЭГХ» Платонова Е.А. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) З.С. Дьяконова