Судья Кириллин С.П. дело № 7/2-340/18
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 10 июля 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу заместителя министра финансов РС(Я) на решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – управляющего директора акционерного общества потребительского общества «Якутцемент» ФИО1
установил:
Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) В.№ ... от 26.02.2018 управляющий директор АО ПО «Якутцемент» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением судьи Хангаласского районного суда от 26.04.2018 постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным решением, должностное лицо вынесшее постановление о привлечении к административной ответственности обратилось в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование ссылается на то, что получателем субсидии (АО ПО «Якутцемент») при подписании соглашения о субсидии не было обеспечено обязательное условие предоставления субсидии – работа в ЕИИАС ЖКУ. Данное нарушение совершено в связи с ненадлежащим выполнением управляющим директором ФИО1 своих обязанностей. Считает, вина привлекаемого лица доказана, при рассмотрении дела об административном правонарушении применен действующий на момент правонарушения нормативно-правовой акт. Обжалуемое решение поступило в Минфин РС(Я) 11.05.2018, соответственно, срок подачи жалобы не пропущен.
ФИО1, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. Его представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РС(Я) ФИО2 просит жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании защитник просит жалобу оставить без удовлетворения
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав представителя Министерства финансов РС(Я), суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства РС(Я) от 16.04.2015 №112 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее – Порядок предоставления субсидий), действовавший до 29 сентября 2017 года.
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления субсидий настоящий Порядок устанавливает категории для отбора организаций, имеющих право на получение субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, цели, условия и порядок предоставления субсидии.
Согласно п. 1.4 Порядка предоставления субсидий предоставление субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) производит государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Условия предоставления субсидии определены в п. 4.1 Порядка предоставления субсидий, в соответствии с которым, как установлено п. «г», необходимым условием является работа организаций – получателей субсидии в ЕИИАС ЖКУ.
Как следует из материалов дела, 22.08.2016 между АО ПО «Якутцемент» и ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» заключено соглашение о предоставлении данных в ЕИИАС ЖКУ, по условиям которой в целях формирования единой базы по начислению и сбору платежей населения за жилищно- коммунальные услуги по жилому фонду АО ПО «Якутцемент» обязалось ежемесячно предоставлять данные в ЕИИАС ЖКУ.
13.12.2016 между АО ПО «Якутцемент» и ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» было заключено соглашение № ... о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2016 года и 1 полугодие 2017 года, по условиям которого размер субсидии составил 21 807 951 рублей.
20.03.2017 между АО ПО «Якутцемент» и ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» было заключено Соглашение № ... о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Плановый размер субсидии за декабрь 2016 года составил 4 361 590 рублей.
19.04.2017 между АО ПО «Якутцемент» и ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» было заключено Соглашение № ... о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Плановый размер субсидии за январь-июнь 2017 года составил 26 169 541 рублей.
В соответствии с вышеуказанными соглашениями о предоставлении субсидий АО ПО «Якутцемент» являлось получателем субсидии предоставленной ему за счёт бюджетных средств на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Подпунктом «г» пункта 3.1 Соглашений о предоставлении субсидий от 13.12.2016 № ..., от 20.03.2017 № ..., от 19.04.2017 № ... предусмотрено такое условие предоставления субсидии, как работа получателя субсидии в ЕИИАС ЖКУ.
ООО «УК «Теплый дом» является агентом АО ПО «Якутцемент» по начислению и сбору платежей с населения по агентским договорам.
Минфин РС(Я) в отношении АО ПО «Якутцемент» проведена выездная проверка обоснованности предоставления средств из государственного бюджета РС(Я) и их использования за 2016-2017 гг.
В ходе проверки установлено нарушение пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), подпункта «г» пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утверждённого Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 года № 112 (далее – Порядок №112), п. 1.1 Соглашения о предоставлении данных в Единую интегрированную информационно аналитическую систему по начислению и сбору платежей населения республики за жилищно-коммунальные услуги (далее ЕИИАС ЖКУ), подпункта «г» пункта 3.1 Соглашений о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Соглашения) № ... от 13.12.2016, № ... от 19.04.2017, № ... от 20.03.2017, № ... от 26.09.2017, заключенных между АО ПО «Якутцемент» и ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий». Привлекаемым лицом, являющимся получателем субсидии в период с 22.08.2016 по 31.12.2017, не соблюдено обязательное условие предоставления субсидии - работа в ЕИИАС ЖКУ.
По данному факту 31.01.2018 в отношении управляющего директора АО ПО «Якутцемент» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
26.02.2018 постановлением заместителя министра финансов РС(Я) управляющий директор АО ПО «Якутцемент» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
При составлении протокола и вынесении постановления должностное лицо Министерства финансов РС(Я) исходило из того, что в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей ФИО1 допущено несоблюдение обязательных условий предоставления субсидии АО ПО «Якутцемент» - работа в ЕИИАС ЖКУ.
Отменяя постановление должностного лица Минфин РС(Я) и прекращая производство по делу, судья Хангаласского районного суда исходил из недоказанности вины привлекаемого лица. Суд указал на то, что не доказано, что АО ПО «Якутцемент», являясь получателем субсидии, не работает в ЕИИАС ЖКУ, что по итогам выездной проверки никаких актов не составлено, объяснения от привлекаемого лица не получены, нет показаний свидетелей. Суд также пришел к выводу, что поскольку Порядок №112 на момент составления протокола об административном правонарушении утратил силу, событие административного правонарушения отсутствует.
С такими выводами суда нельзя согласиться.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные требования закона были нарушены судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
01.01.2016 между АО ПО «Якутцемент» и ООО «УК «Теплый дом» были заключены агентские договоры № ... и № ...) (Частный жилой фонд), 01.01.2017 - агентские договоры № ... и № ... (Частный жилой фонд), в соответствии с которыми Агент от своего имени, но в интересах Принципала осуществляет на территории п. Мохсоголлох Хангалассского района монопольное право на выполнение агентских функций по начислению и сбору платежей с населения, проводит претензионную и исковую деятельность.
В указанных договорах отсутствует условие работы ООО «УК «Теплых дом» при начислении коммунальных платежей в ЕИИАС ЖКУ.
В соответствии с соглашением от 30.03.2017 б/н, заключенным с ГКУ «Агентство субсидий» ООО «УК «Теплый дом» осуществляет начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в ЕИИАС ЖКУ через Агентство. В соответствии с соглашением о переходе на работу в подсистему «Биллинговый центр» в составе ЕИИАС ЖКУ ООО «УК «Теплый дом» самостоятельно осуществляет начисления. Фактическая работа в подсистеме осуществляется начиная с 2018 г.
Данному обстоятельству судьей Хангаласского районного района оценка не дана.
Вопреки выводу суда 31.01.2017 составлен Акт выездной проверки, в котором подробно изложены результаты проверки.
Вывод суда об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что Порядок №112 на момент составления протокола об административном правонарушении утратил силу, является необоснованным. Данный порядок утратил силу на основании Постановления Правительства РС(Я) от 27.09.2017 № ..., которым также одним из условий предоставления субсидий устанавливалась работа получателей субсидий в ЕИИАС ЖКУ. В период предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов регулировались Порядком №112. То обстоятельство, что на момент привлечения к ответственности ФИО1 к ответственности Порядок №112 утратил силу, не может служить основанием для вывода об отсутствии события административного правонарушения. Порядок № 112 не относится по своему содержанию к законодательству об административных правонарушениях, устанавливающему административную ответственность, данный нормативный правовой акт устанавливал цели, условия, порядок предоставления субсидий, в связи с чем, положения ст.1.7 КоАП РФ в данном случае не применимы. В настоящее время таким нормативным актом является Порядок № 310 от 29.09.2017. Таким образом, признание утратившим силу Порядка № 112 не влекло и не влечет освобождение получателя субсидий от соблюдения условий, при наличии которых возможно предоставление субсидий.
Судом также не учтено, что ЕИИАС ЖКУ входит в состав РГИС ЖКХ на основании Указа Главы РС(Я) от _______ N 1029 "О региональной государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия)", согласно п. 1.4 которого - Региональная государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) - информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, содержащейся в ее базе данных, создания единого информационного пространства для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, поставщиков жилищно-коммунальных услуг, служб начисления субсидий за жилищно-коммунальные услуги и автоматизации соответствующих процессов.
Согласно п. 1.4 Указа Главы РС(Я) от 28.03.2016 N 1029 - поставщиками информации РГИС ЖКХ являются, в том числе и ресурсоснабжающие организации.
Согласно п. 1.6 Указа Главы РС(Я) от 28.03.2016 N 1029 - РГИС ЖКХ предназначена для решения задач по формированию единой базы данных начислений, субсидий и оплат, ведение данных о лицевых счетах потребителей ЖКУ, характеристик жилья, показаний приборов учета, объемов предоставленных коммунальных услуг.
Создание и внедрение ЕИИАС ЖКУ обусловлено действующим федеральным законодательством в сфере информации и информационных технологий, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и отвечает целям государственного регулирования в данной сфере, устраняет разрозненность системы информационного обеспечения на территории субъекта Российской Федерации и способствует обеспечению актуальности, достоверности и полноты информации об объектах управления и контролируемых объектах.
Таким образом, такое условие предоставления субсидии, как работа ресурсоснабжающей организации в ЕИИАС ЖКУ, было установлено не только Порядком № 112, но и приведенными выше нормативными актами, имеющими большую юридическую силу и было предусмотрено Порядком № 112 во исполнение требований таких актов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные судьей Хангаласского районного суда нарушения носят существенный и неустранимый характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Хангаласский районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – управляющего директора акционерного общества потребительского общества «Якутцемент» ФИО1 направить в Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова