ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-367/19 от 05.09.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Москвитина М.Р. Дело № 7/2-367/2019

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 05 сентября 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Садовникова Дмитрия Дмитриевича,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (далее - УФК по РС (Я) от 09 июля 2019 года должностное лицо - министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Садовников Дмитрий Дмитриевич - признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ): ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба должностного лица – без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, Садовников Д.Д. обратился в Верховный суд РС (Я) с жалобой, в которой просит отменить указанные акты и производство по делу прекратить в виду отсутствия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает о том, что Федеральный закон от 29.11.2018 г. № 459 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» требование о сроках возврата неиспользованного на 01 января текущего финансового года остатка субсидии из федерального бюджета не установлено, что по состоянию на 01.01.2019 года на лицевом счете Министерства неиспользованные остатки средств федерального бюджета отсутствовали, что несвоевременный их возврат был обусловлен несвоевременным возвратом средств субсидий со стороны МО «Ленский район», просрочка возврата федеральных средств составила лишь 2 дня.

В судебном заседании представители доводы, изложенные в жалобе, поддержали, дополнительно заявили о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Представитель УФК по РС (Я) в судебном заседании с жалобой не согласился по доводам, указанным в письменном возражении, просил постановление и решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об оставлении обжалуемых постановления и решения по данному делу без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность должностного лица по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные трансферты предоставляются из одного уровня бюджета бюджетной системы в другой в форме финансовой помощи.

Из материалов дела усматривается, что 25 октября 2018 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) заключено Соглашение №№ ... о предоставлении в 2018 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Общий размер субсидии указан в п.2.2 Соглашения – в сумме ******** руб. Получателем субсидии (средств федерального бюджета) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РС (Я), которое обязалось осуществлять контроль за соблюдением условий предоставления субсидии (п.4.1.1). Также Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти РС (Я), на которого возлагаются функции по исполнению Соглашения и представлению отчетности (п.6.1.1).

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 20.12.2017 1925-3 №1429- V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является уполномоченным органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств субсидии на «формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы».

Согласно отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2019 г. общий размер субсидии, поступившей из федерального бюджета, составил ******** руб., кассовый расход составил ******** руб., неиспользованный остаток средств на 01.01.2019 г. составил ******** руб.

В соответствии с частью 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Также п. 22 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 г. N 1710 (далее – Правила № 1710), установлено, что не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков целевых средств, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявка на возврат средств субсидии направлена в Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) 01.02.2019г., когда как в силу приведенных выше требований последний день возврата средств субсидии является 29.01.2019. Неиспользованный остаток средств субсидии возвращен в федеральный бюджет платежным поручением от 05.02.2019 №314993.

Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2.1 Должностной инструкции министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д., утвержденной Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) 25.12.2018 г., министр руководит деятельностью Министерства, обеспечивает решение стоящих перед ним задач, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Таким образом, должностным лицом - министром Садовниковым Д.Д. - не соблюдены требования части 5 статьи 242 БК РФ, п. 22 Правил N 1710, что выразилось в несвоевременном возврате неиспользованных остатков субсидии, предоставленной из федерального бюджета.

Указанные выше обстоятельства явились основанием для составления в отношении Садовникова Д.Д. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом УФК по РС (Я) и судьей Якутского городского суда РС (Я) в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ были исследованы письменные документы, которые обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами, в результате этого был сделан обоснованный вывод о виновности должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что требование относительно срока возврата неиспользованного на 1 января текущего финансового года остатка субсидии из федерального бюджета Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов» не установлен, является несостоятельным, противоречит части 5 статьи 242 БК РФ и п.22 Правил.

Каких-либо иных доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления должностного лица административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В силу содержащейся в части 3 статьи 4.5 КоАП РФ специальной нормы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 указанного Кодекса, составляет один год, а не два месяца.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Садовникова Дмитрия Дмитриевича - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда РС (Я): М.М. Оконешникова