ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-376/19 от 12.09.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Билюкина И.Г. Дело № 7/2-376/2019

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 12 сентября 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) на решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) 05 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении общественной организации «Охотничий клуб «Кыымаан»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РС (Я) в области охраны окружающей среды – руководителя Мегино-Кангаласской инспекции государственного экологического надзора от 24 июня 2019 года общественная организация «Охотничий клуб «Кыымаан» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

05 августа 2019 года решением судьи Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением судьи, представитель административного органа - Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит отменить судебное решение, указав о том, что на возникшие правоотношения распространяется требования Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 24.04.1995 № 52 «О животном мире», что у общественной организации законных оснований (лицензии) для содержания дикого животного в неволе не было, что в действиях юридического лица усматриваются признаки незаконного завладения животным.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к выводу об оставлении обжалуемого решения без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ наступает за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно за самовольную уступку права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ОО ОК «Кыымаан» к административной ответственности по приведенной выше статье КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 14.06.2019 г. в ходе произведенного осмотра объекта общественной организации «Охотничий клуб «Кыымаан», расположенного на территории Мегино-Кангаласского района, установлено содержание в невольных условиях (вольерах) бурых медведей без соответствующего разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

По результатам проверки в отношении ОК «Кыымаан» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.11 КоАП РФ. В данном протоколе отражено, что общественной организацией нарушены требования ч.2, ч. 6 ст.49 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В постановлении по делу об административном правонарушении, принятом 24 июня 2019 года, должностное лицо Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - государственный инспектор – руководитель Мегино-Кангаласской инспекции государственного экологического надзора указывает на нарушение общественной организацией ч.2 и ч.6 ст.49, ч.3 ст.55.1 Федерального закона «Об охоте…», а также ст.26 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 «О животном мире», п. 3 Порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержденного Приказом Минприроды России от 24.12.2010 г. № 561.

Судья районного суда, разрешая жалобу на постановление по делу, пришел к выводу его отмене и прекращении производства по делу, исходя из того, что приведенные выше нормы Федеральных законов «Об охоте…» и «О животном мире» в данном случае не применимы.

Оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.

Согласно ст.49 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.

В ст.1 данного Федерального закона дано понятие охотничьих ресурсов как объектов животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты. При этом действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе (часть 3 ст.4).

Также согласно ст. 3 Федерального закона "О животном мире" отношения в области охраны и использования диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следует отметить, что охотничьи животные являются дикими животными и должны находиться в состоянии естественной свободы: такие животные согласно ст. 1 Закона "О животном мире" признаются объектами животного мира.

Содержание диких животных в неволе, т.е. в искусственно созданных условиях, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых их полное жизнеобеспечение зависит от человека, регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившим в силу 27.12.2018 г.

На основании изложенного судья пришел к законному и обоснованному выводу об отмене постановления о привлечении ОК «Кыымаан» к административной ответственности и о прекращении производства по делу, поскольку в действиях общественной организации состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.11 КоАП РФ, отсутствует.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы проверил дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.

Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого решения не является.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) 05 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ, в отношении общественной организации «Охотничий клуб «Кыыман» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда РС (Я): М.М. Оконешникова