ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-388/19 от 24.09.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Кочкина А.А. Дело № 7/2-388/2019

РЕШЕНИЕ

город Якутск 24 сентября 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 на решение Якутского городского суда РС (Я) от 02 августа 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки Якутия» ФИО1, которым

постановлено:

Постановление старшего государственного инспектора от 17 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «Пассажирские перевозки Якутия» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд

УСТАНОВИЛ:

17 апреля 2019 года постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д.М. №3563/Я директор ООО «Пассажирские перевозки Якутия» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

02 августа 2019 года Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился ФИО1, обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой в порядке, установленном статьями 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой просит отменить решение и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание директор ООО «Пассажирские перевозки Якутия» ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился. ФИО1 до начала судебного заседания представлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия, при этом ходатайства об отложении не представлено, в связи с чем суд считает, с учетом положения п.2 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, возможным рассмотреть дело без его участия.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 19 марта 2019 года в 15 часов 45 минут по адресу: город Алдан, Автовокзал, в результате планового рейдового осмотра, обследования пассажирского транспортного средства Территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия), проведенного в отношении ООО «Пассажирские перевозки Якутия» установлено, что транспортное средство марки Mercedes-Benz с государственными регистрационными знаками № ..., принадлежащее названному обществу, осуществляло коммерческие пассажирские перевозки по регулярному маршруту город Якутск – город Алдан под управлением водителя Е.А. с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. В частности в путевом листе от 18.03.2019 г. АА № 24 отсутствует отметка «контроль технического состояния транспортного средства «пройден» с указанием даты и времени его проведения, также 19.03.2019 г. не проведен предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства на рейс г.Якутск-г.Алдан.

Данное бездействие явилось нарушением п.12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п.29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Нарушения в результате проверки зафиксированы в акте результатов планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства № 229/Я от 19.03.2019 г.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения директора ООО «Пассажирские перевозки Якутия» ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ.

Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, судья Якутского городского суда РС(Я) пришла к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Между тем, с данным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Абзацем 7 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

- организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Правила, Перечень).

В силу пунктов 28, 29 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.

Согласно пункту 3 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296 (далее –Порядок), предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.

Пунктом 5 данного Порядка установлено, что предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка).

Пунктом 7 Порядка установлено, что контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер).

Согласно п.12 Порядка в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.

В соответствии с п.4 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Из анализа положений приведенных норм закона следует, что предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства осуществляется контролером перед выпуском пассажирского транспортного средства с места парковки при этом, результаты контроля указываются в путевом листе в виде отметки - «контроль технического состояния транспортного средства пройден». Действие результатов контроля соответствует длительности рейса, которое может превышать продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства и оканчивается по возвращении его из рейса в место парковки.

Из путевого листа автобуса АА № 24 от 18.03.2019 г., выданного ООО «ПП Якутии», на транспортное средство марки Mercedes-Benz с государственными регистрационными знаками № ..., усматривается, что в нем имеется отметка о том, что «автобус технически исправен, выезд разрешен», имеется подпись механика Ю.Н.

При этом заявителем к жалобе представлена копия диплома о профессиональной переподготовке в АНО ДПО «Учебный центр по экологической и промышленной безопасности РС(Я)» по профессии «контролер технического состояния автотранспортных средств» от 24.09.2018 г.

Данное обстоятельство указывает, что вменяемое директору ФИО1 нарушение п.29 Правил, ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ является необоснованным, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Вместе с тем, имеющаяся в путевом листе АА № 24 от 18.03.2019 г. отметка контролера ФИО2 о том, что «автобус технически исправен, выезд разрешен» не соответствует требованию п.12 Порядка, поскольку требование выражается в дословном указании в путевом листе результата контроля в виде «контроль технического состояния транспортного средства пройден».

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

Поскольку данное нарушение выражается в нарушении установленного порядка заполнения путевого листа, нарушение которого не указывает на наличие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, также учитывая то, что лицом были предприняты меры по соблюдению установленных норм, суд считает, что в данном случае совершенное ФИО1 административное правонарушение подлежит признанию в качестве малозначительного.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д.М. № 3563/Я от 17 апреля 2019 года и решение Якутского городского суда РС (Я) от 02 августа 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки Якутия» ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявить ФИО1 устное замечание.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО3 Матвеева