ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-405/20 от 08.10.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Кузьмина М.А. дело № 7/2-405/2020

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 08 октября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) № 03-057/2020 от 08 мая 2020 года и решение Якутского городского суда от 07 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Караван – Север» ФИО1,

установил:

Постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) № 03-057/2020 от 08 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2020 года, директор Общества с ограниченной ответственностью «Караван – Север» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), привлекаемое лицо ставит вопрос об отмене оспариваемых актов и прекращении производства по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие неблагоприятных экологических последствий, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям вследствие совершения вмененного правонарушения. Считает, что постановление о возбуждении производства вынесено за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании привлекаемое лицо – директор ООО «Караван – Север» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил об отмене оспариваемых актов. Представитель административного органа ФИО2 настаивал на их законности, просил об оставлении без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления, а также решения районного суда.

Согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Распоряжением Правительства РФ от 18.08.2016 № 1730-р утверждено Соглашение между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Республики Саха (Якутия) о передаче Правительству Республики Саха (Якутия) осуществления отдельных полномочий в сфере недропользования, в том числе по вопросам лицензирования сбора палеонтологических коллекционных материалов.

Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) приказом от 06 марта 2018 года № 108-ОД утвержден Порядок предоставления типовой формы информационных отчетов по сбору палеонтологических коллекционных материалов (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2.1 данного Порядка владелец лицензии на пользование недрами с целью сбора коллекционных палеонтологических материалов обязан ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять информационную отчетность о сборе коллекционных палеонтологических материалов и о выполнении условий лицензии.

На основании проверки проведенной Якутской природоохранной прокуратурой установлено, что ООО «Караван Север» (далее – общество) является владельцем лицензий на пользование недрами:

-ЯКУ 04737 ПР от 16.06.2016, с целевым назначением – сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны на участке Адыча на территории Верхоянского улуса Республики Саха (Якутия),

-ЯКУ 04738 ПР от 16.06.2016, с целевым назначением сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны на участке Сунгурун на территории Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия).

Обществом в нарушение пункта 2.1 данного Порядка указанная отчетность о сборе палеонтологических коллекционных материалов за 2019 год представлена с опозданием – 28 февраля 2020 года.

В соответствии с реестром недропользователей, не предоставивших информационные отчеты по сбору палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны за 2019 год по состоянию на 16.04.2020, приложенным к информационному письму Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 16.04.2020 № И-08-2807 обществом по лицензиям ЯКУ 04737 ПР от 16.06.2016 и ЯКУ 04738 ПР от 16.06.2016 не представлен информационный отчет по сбору палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны за 2019 год.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно Уставу ООО «Караван-Север» утверждённого общим собранием участников от 22 мая 2017 г., органом управления общества являются общее собрание участников и единоличный исполнительный орган общества – директор.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует что, что с 08.05.2014 директором ООО «Караван-Север» является ФИО1 (л.д. 49).

Суд первой инстанции, признавая указанное должностное лицо виновным в совершении вмененного правонарушения, обоснованно указал на доказанность факта его совершения именно ФИО1, доказательствами, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Проведенной проверкой подтверждено, что общество своевременно не предоставило в установленные сроки информационный отчет о сборе палеонтологических коллекционных материалов.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Между тем, основания, позволяющие признать совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным по делу отсутствуют.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

Несвоевременная подача отчета, свидетельствует об умышленном игнорировании заявителем требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области охраны собственности, а потому не может быть признана малозначительным правонарушением, в том числе по доводам жалобы.

При таких обстоятельствах, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 не имеется.

Доводы заявителя о пропуске срока давности на момент возбуждения производства по делу, правомерно отклонены, поскольку годичный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для дел данной категории, вопреки ошибочным суждениям заявителя при рассмотрении дела не был пропущен.

Доводы жалобы не принимаю во внимание, поскольку нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного геологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) № 03-057/2020 от 08 мая 2020 года и решение Якутского городского суда от 07 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Караван-Север» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО3 Никодимов