ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-430/2021 от 14.12.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Алексеева Н.М. дело № 7/2-430/2021

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 14 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя привлекаемого лица Саввиновой М.В. на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2021 г. № ... и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Сивцева М.П.,

установил:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № ... от 25 августа 2021 г., оставленным без изменения решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года должностное лицо – министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Сивцев М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа и решением суда, защитник привлекаемого лица Саввинова М.В. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит отменить постановление административного органа и решение суда. Считает, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом допущены следующие процессуальные нарушения: указаны ссылки на недействующие нормы закона, нарушен срок составления протокола. На момент рассмотрения в суде истек срок давности привлечения к административной ответственности, что является обстоятельством, препятствующим продолжению производства по делу об административном правонарушении.

В отзыве на жалобу заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильева М.С. просит оставить без изменения постановление административного органа и решение Якутского городского суда, полагая их законными и обоснованными.

В судебное заседание привлекаемое лицо Сивцев М.П., надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился. Ходатайств и заявлений об отложении дела от него не поступило, в связи с чем, с учетом части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть данное дело без участия привлекаемого лица.

В суде защитник Сивцева М.П. – Саввинова М.В. поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление административного органа и решение судьи городского суда. Представитель Министерства финансов РС(Я) Петрова Т.П. просила оставить решение суда и постановление административного органа без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, пояснения явившихся на судебное заседание лиц, прихожу к следующему.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (в ред. от 30.06.2020 N 961, вступили в силу с 1 июля 2020 года) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.09.2020 Сивцев М.П. утвердил документацию об электронном аукционе с указанием дополнительных требований к товару, относящемуся к радиоэлектронной продукции.

Так, согласно извещению о проведении электронного аукциона с кодом позиции товара в КТРУ - 26.60.12.122-00000040 «Ростомер медицинский» включенный в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный постановлением от 10 июля 2019 года № 878, помимо характеристик товара, перечисленных в КТРУ, указаны дополнительные требования - наличие металлического основания со штангой, шкалы измерения, ползуна и мерной планки. Указание вышеназванных дополнительных требований в данном случае является нарушением части 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пп. 4, 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении 10 августа 2021 года в отношении министра образования РС (Я) Сивцева М.П., утвердившего документацию по вышеуказанному электронному аукциону.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается, собранными по делу доказательствами, которым заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия), судьей городского суда дана в совокупности надлежащая оценка на предмет их соответствия требованиям законности, относимости и допустимости в порядке, установленном статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности вина должностного лица подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10 августа 2021 года, ответом ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» от 09.08.2021 о должностном лице, утвердившем документацию (Сивцев М.П.), также другими доказательствами, представленными в дело.

Постановление административного органа о привлечении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Сивцева М.П. к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности, предусмотренной части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции названной статьи Кодекса.

Проверив доводы защитника Саввиновой М.В., представленные с жалобой документы, судья городского суда правильно пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения постановления, поскольку вина должностного лица учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказанной.

В настоящей жалобе приведены доводы аналогичные жалобе, являвшейся предметом исследования судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).

Доводам жалобы об отсутствии состава административного правонарушения судом дана надлежащая оценка, доводы правомерно отклонены судом в соответствии с положениями главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод об указании в протоколе об административном правонарушении и постановлении административного органа ссылок на недействующие нормы закона, которые не могли быть применены на момент осуществления закупки в сентября 2020 года судом отклоняется ввиду следующего.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 внесены изменения в пункт 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которым заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878. Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2020 года.

Как следует из материалов дела, извещение о проведении электронного аукциона, в которой указан код позиции товара в каталоге товаров, работ и услуг – 26.60.12.122-00000040 «Ростомер медицинский», включенный в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, размещено 25 сентября 2021 года.

Таким образом, на момент размещения извещения, действовал запрет на указание дополнительных характеристик товара в описании объекта закупки товара для продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденной постановлением № 878.

Частью 4 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подпункт «а» пункта 5 правил дополнен словами «при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств».

Вопреки доводам жалобы указанным Постановлением Правительства от 24 ноября 2020 № 1909 установлено только указанное дополнение.

Между тем, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога товаров) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров).

Пунктом 4 Правил формирования каталога товаров установлено, что формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом дата начала обязательного применения кода позиции «ростомер медицинский» в каталоге, товаров, работ и услуг, размещенном в открытом доступе в единой информационной системе – 17 сентября 2020, дата окончания – бессрочно.

Таким образом, указание дополнительных характеристик в описании закупки предметом которой является ростомер медицинский, включенный в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств согласно Постановлению № 878 является нарушением части 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пп. 4,5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Довод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности также подлежит отклонению.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.

Исходя из времени совершения административного правонарушения, определяемого датой утверждения документации об электронном аукционе – 25.09.2020, срок привлечения к административной ответственности истекал 25.09.2021. при таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа вынесено 25 августа 2021 года с соблюдением срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого постановления, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Исходя из того, что судом первой инстанции не было вынесено новое решения по существу дела и не изменено постановление административного органа нарушений норм, предусмотренных КоАП РФ судом первой инстанции не допущено.

Ссылка жалобы на постановления других судов по другим делам не имеет правового значения в рамках рассматриваемого дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены или изменения постановления административного органа и решения судьи городского суда, которое является законным и обоснованным, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2021 г. № ... и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Сивцева М.П., оставить без изменения, а жалобу привлекаемого лица – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов