ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-460/2021 от 18.01.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Рожин Г.И. дело № 7/2-5/2022

(7/2-460/2021)

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 18 января 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Валитовой Г.Р. на постановление Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) № ... от 22 сентября 2021 года и решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2021 года в отношении Акционерного общества холдинговая компания «Якутуголь» (далее – АО ХК «Якутуголь») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) Г.№ ... от 22 сентября 2021 года АО ХК «Якутуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ с назначением административного взыскания в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2021 года указанное постановление от 22 сентября 2021 года оставлено без изменения, а жалоба защитника Валитовой Г.Р. оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, защитник общества Валитова Г.Р. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит об отмене постановления административного органа и решения суда, обосновывая свое требование нарушениями требований процессуальных норм при рассмотрении дела.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что доказательства по делу административным органом были собраны с нарушением норм действующего законодательства. Считает, что выплата штрафа может повлечь значительное нарушение баланса финансовых возможностей Общества. Просит суд учесть сложное финансовое положение общества и снизить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

В суде защитник общества Кряучюнас И.В. полностью поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление административного органа и решение суда или снизить размер назначенного административного штрафа.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Кряучюнас И.В., прихожу к следующему выводу.

Частью 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

Частями 1 и 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Основанием для привлечения АО ХК «Якутуголь» к административной ответственности послужили обстоятельства, установленные сотрудниками Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) в ходе рейдового мероприятия, 23.08.2021 в 17 часов 40 минут, при обследовании акватории реки Верхние Нерюнгри в зоне хозяйственной деятельности АО ХК «Якутуголь».

Так, в районе автомобильного моста через реку было зафиксировано, что вода бежит визуально загрязненная черной взвесью. Установлено, что загрязненные потоки воды черного цвета с территории АО «ХК «Якутуголь» попадают в реки Верхние Нерюнгри, вследствие чего происходит загрязнение водного объекта.

По данному факту на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.08.2021, в рамках административного расследования был проведен осмотр и отобраны пробы воды.

В соответствии с актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 23.08.2021:

1. Проба № 1 р. Верхние Нерюнгри 500 м ниже зоны хозяйственной деятельности АО ХК «Якутуголь». Вода визуально загрязнена.

2. Проба №2 р. Верхние Нерюнгри 1000м выше зоны хозяйственной деятельности АО ХК «Якутуголь». Вода визуально чистая.

Согласно экспертному заключению ГБУ Республики Саха (Якутия) «РИАЦЭМ» от 02 сентября 2021 № ... по результатам проведенной экологической экспертизы установлено:

1. В пробе природной воды № 2 р. Верхние Нерюнгри, отобранной в 1000 метрах выше от места поступления сточных вод с территории АО ХК «Якутуголь»:

- Содержание взвешенных веществ составило 1,90 мг/дм3;

2. В пробе природной воды №1 р. Верхние Нерюнгри, отобранной в 500 м ниже зоны хозяйственной деятельности АО ХК «Якутуголь»:

- Содержание взвешенных веществ составило 297 мг/дм3;

- Установлено загрязнение взвешенными веществами;

-Установлено несоответствие содержания взвешенных веществ нормативу предельно допустимой концентрации для воды водных объектов рыбохозяйственного назначения – превышение относительно норматива ПДКр/х составило в 138 раз;

- Установлено ухудшение качества воды р. В.Нерюнгри, выразившееся в несоответствии фоновому показателю в части увеличения содержания взвешенных веществ в 156 раз.

В соответствии с экспертным заключением ГБУ Республики Саха (Якутия) «РИАЦЭМ» от 02.09.2021 № ... установлен факт загрязнения водного объекта р. Верхние Нерюнгри взвешенными веществами.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении № ... от 17 сентября 2021; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 13 сентября 2021 с отметкой о получении АО ХК «Якутуголь», сопроводительным письмом о направлении постановления об административном правонарушении от 22 сентября 2021, со штампом получения 23 сентября 2021; определение о времени и месте рассмотрения дела от 20 сентября 2021; экспертным заключением ГБУ Республики Саха (Якутия) «РИАЦЭМ» № ... от 24 мая 2021 года; экспертным заключением ГБУ Республики Саха (Якутия) «РИАЦЭМ» № ... от 02 сентября 2021; распоряжением № ... от 23.08.2021, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 23.08.2021, план - схемой к акту от 23.08.2021, фототаблицей к акту от 23.08.2021, протоколом взятия проб и образцов от 23.08.2021, план схемой к протоколу взятия проб и образцов от 23.08.2021, определением о назначении экспертизы от 23.08.2021, актом осмотра места совершения административного правонарушения № ... от 24.08.2021, схемой места совершения административного правонарушения от 24.08.2021, фототаблицей к акту осмотра места совершения административного правонарушения от 24.08.2021, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 01.09.2021 года; и иными материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия общества, выразившиеся в нарушении требований об охране водных объектов, повлекшие загрязнение реки Верхние Нерюнгри, должностным лицом, вынесшим постановление, правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению природоохранного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья суда первой инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о нарушениях, допущенных при сборе доказательств по делу, подлежат отклонению ввиду следующего.

Обследование территории (акватории), осмотр территории и отбор проб проводилось в соответствии с распоряжением Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2021 года № ... о проведении рейдовых мероприятий по маршруту Нерюнгринский район, акватория реки Верхние Нерюнгри.

В соответствии с ч.1 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8.3. законаплановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Осмотр, принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий не производился, соответственно ссылка заявителя жалобы на нарушение положений ст. 27.8 КоАП РФ при проведении осмотра, является необоснованной.

Поскольку, правонарушение выявлено в результате рейдового контроля, проводимого уполномоченным должностным лицом, которое не относится ни к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни к проверкам, порядок проведения которых регулируется указанным Федеральным законом № 294-ФЗ, доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Протокол отбора проб от 23.08.2021 года № ..., составленный в ходе рейдового мероприятия уполномоченным должностным лицом, в котором установлено место отбора проб, подтвержденных планом-схемой к акту и фототаблицей, является допустимым доказательством и согласуется с другими доказательствами по данному делу. При таких обстоятельствах отсутствие координат места отбора проб в протоколе не влечет недопустимость доказательства.

Доводы об отсутствии аккредитации испытательной лаборатории также подлежат отклонению, так как экологическая экспертиза проб природной воды для оценки нормативов качества сбрасываемых сточных вод, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ проведена испытательной лабораторией Алданской специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа органа инспекции государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга", имеющей уникальный номер аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.514928. Область аккредитации указанной лаборатории включает в себя лабораторные испытания (измерения) следующих объектов: вода природная, вода сточная, атмосферные осадки, почва, донные отложения, отходы производства и потребления, промышленные выбросы предприятий и радиационные измерения (из информации из данных открытых источников).

Доводы о сложном финансовом положении общества материалами дела не подтверждены, доказательств, подтверждающих данный факт к жалобе не приложено.

Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 8.13 названного Кодекса, постановление о привлечении АО ХК «Якутуголь» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи являются законными и обоснованными.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление Нерюнгринского комитета государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) № ... от 22 сентября 2021 года и решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2021 года в отношении Акционерного общества холдинговая компания «Якутуголь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу немедленно после его вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО1 Никодимов