ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-485/17 от 30.10.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Ткачев В.Г., Подголов Е.В. дело № 7/2-485/17

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 30 октября 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решения судей Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 года, 22 августа 2017 года, 24 августа 2017 года, которыми по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора филиала «********» акционерного общества «********» ФИО1

установил:

Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) В.№ ... от 23.06.2017 директор филиала «********» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Нерюнгринского городского суда от 24.08.2017 постановление должностного лица оставлено без изменения.

Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) В.№ ... от 23.06.2017 директор филиала «********» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Нерюнгринского городского суда от 22.08.2017 постановление должностного лица оставлено без изменения.

Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) В.№ ... от 23.06.2017 директор филиала «********» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вынесенными решениями, ФИО1 обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой указывает, что были предприняты все зависящие от него меры для исполнения заключенного соглашения. Считает, в связи с отсутствием негативных последствий, следует признать совершенные правонарушения малозначительными и объявить замечание. Просит решения суда и постановления заместителя министра финансов РС(Я) отменить и прекратить производство по делам.

ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку ходатайств об отложении рассмотрения дела им не заявлено, о причинах неявки суду не сообщено.

В судебном заседании представитель Минфин РС(Я) ФИО2 просит жалобы оставить без удовлетворения.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав представителя Минфин РС(Я), суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Как следует из материалов дела, 08.06.2017 на основании плана контрольной деятельности Министерства финансов РС(Я), приказов Министерства финансов РС(Я) № ... от 16.05.2017, № ... от 30.05.2017 проведена выездная проверка обоснованности предоставления средств из государственного бюджета и их использования в филиале «********» АО «********» за 2015-2016 годы. Проверкой установлено, что предприятием не обеспечено выполнение условия предоставления субсидии из государственного бюджета РС(Я) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, поскольку в договоры на поставку коммунальных ресурсов между получателем и исполнителем не было включено обязательного условия о предоставлении поставщику услуг, то есть ******** получателями услуг данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов.

В ходе проверки установлено, что филиалом «********» в качестве ресурсоснабжающей организации были заключены договоры с ТСЖ и управляющими компаниями. При этом в договорах с шестью ТСЖ и четырьмя УК отсутствуют обязательное условие о предоставлении поставщику коммунальных услуг данных о фактических объемах поставки коммунальных услуг и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов.

08.06.2017 в отношении директора филиала «********» АО «********» ФИО1 составлены три протокола об административных правонарушениях.

23.06.2017 тремя постановлениями заместителя министра финансов РС(Я) В. директор филиал «********» АО «********» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. по трем делам.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно ч. 2 вышеназванной статьи субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РС(Я) от 16.04.2015 №112 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее – Порядок предоставления субсидий), действовавший до 29 сентября 2017 года.

В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления субсидий настоящий Порядок устанавливает категории для отбора организаций, имеющих право на получение субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, цели, условия и порядок предоставления субсидии.

Согласно п. 1.4 Порядка предоставления субсидий предоставление субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) производит государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.

Пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидий определены категории для отбора организаций, имеющих право на получение субсидии, к которым относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, поставляющие электрическую энергию (мощность) от дизельных электростанций и иных гарантирующих поставщиков населению и юридическим лицам за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, включая сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на низком уровне напряжения в случае превышения экономически обоснованного тарифа над тарифом основного гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия).

АО «********» является ресурсоснабжающей организацией и имеет право получать субсидию.

Условия предоставления субсидии определены в п. 4 Порядка предоставления субсидий, в соответствии с которым, как установлено п. «ж», необходимо наличие в договорах на поставку коммунальных ресурсов между организацией и исполнителем, и (или) в агентских договорах с платежными агентами обязательств исполнителей и (или) агентов о предоставлении поставщику коммунальных ресурсов (услуг) данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов, внесенных платежах и дебиторской задолженности льготной категории потребителей. Данное условие также закреплено в Соглашении о предоставлении субсидий.

11.09.2015 года между филиалом «********» АО «********» и ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" заключено Соглашение № ... о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2014 – 1 полугодие 2015 г.

16.10.2015 между филиалом «********» АО «********» и ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" заключено Соглашение № ... о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2015 – 1 полугодие 2016 г.22.12.2016 между филиалом «********» АО «********» и ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" заключено Соглашение № ... о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2016 – 1 полугодие 2017 г.

Плановый размер субсидии на 1 полугодие 2015 года составил .......... рублей, перечислена субсидия в размере .......... рублей шестью траншами.

Размер субсидии на 2 полугодие 2016 составил .......... руб., перечислена на расчетный счет АО «********» 10 траншами.

Размер субсидии на 2 полугодие 2015 – 1 полугодие 2016 г. составил .......... руб., перечислена на расчетный счет АО «********» 1 траншем.

Как установлено судом, за период с 2013 по 2016 гг. были заключены договоры между филиалом «********» АО «********» и 6 ТСЖ и 1 УК, в том числе: ООО «********», ТСЖ «********», ТСЖ «******** ТСЖ «********», ТСЖ № ..., ТСЖ «********», ТСЖ «********». Однако заключенные договоры в нарушение пп. «ж» п. 4.1 Порядка предоставления субсидий и пп. «ж» п. 3.1 Соглашения о предоставлении субсидий не содержат обязательное условие о предоставлении поставщику коммунальных ресурсов (услуг) данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов.

Дополнительные соглашения о внесении соответствующих изменений были подписаны только с ТСЖ «********» и ТСЖ «********».

При составлении протоколов и вынесении постановлений должностные лица Министерства финансов РС(Я) исходили из того, что, за 1 полугодие 2015 года недополученные доходы по коммунальным услугам, предоставленным населению управляющей компанией и товариществами в отсутствие данных в разрезе лицевых счетов, составили .......... руб., за 2 полугодие 2015 года – 1 полугодие 2016 года – .......... руб., за 2 полугодие 2016 года- .......... руб. При этом в договоры с ТСЖ и УК в период их действия не вносились изменения относительно параметров предоставляемых сведений получателями услуг. Таким образом, усматривается одно бездействие руководителя филиала, свидетельствующее о нарушении условий предоставления субсидий.

В нарушение п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, пп. «ж» п. 4.1 Порядка предоставления субсидий, пп. «ж» п. 3.1 Соглашений о предоставлении субсидий филиалом «********» АО «********» не выполнено условие предоставления субсидии, а именно, в договоры на поставку коммунальных ресурсов не включено обязательное условие о предоставлении поставщику данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов.

Довод жалобы о том, что должностным лицом были предприняты все зависящие от него меры для исполнения заключенного соглашения и Порядка предоставления субсидий не может повлечь отмену законных и обоснованных решений суда, поскольку кроме направления в адрес ТСЖ и УК писем с приложением дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам, никаких других мер предпринято не было.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении руководителем филиала, должностным лицом юридического лица условий предоставления субсидий.

Все доказательства оценены должностным лицом административного органа и судьями по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, объективно свидетельствуют о доказанности вины директора филиала «********» АО «********» ФИО1 в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судом соблюдены, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При вынесении указанных постановлений заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.

Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения условий предоставления субсидий, выявленные в ходе проведения одной проверки соблюдения бюджетного законодательства, были допущены филиалом АО «********» в результате одного бездействия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении общества, было подведомственно одному должностному лицу.

Между тем должностное лицо, совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявление которых произошло в рамках одной проверки и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Вынесенные по делам об административных правонарушениях акты подлежат изменению путем назначения обществу наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

Постановления заместителя министра финансов РС(Я) В.№ ... от 23.06.2017 и решения судей Нерюнгринского городского суда РС (Я) от 22 августа 2017 года, 22 августа 2017 года, 24 августа 2017 года, которыми по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора филиала «********» акционерного общества «********» ФИО1 изменить.

Назначить директору филиала «********» акционерного общества «********» ФИО1 по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова