ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-486/19 от 03.12.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Шмидт Ж.А. дело № 7/2-486/2019

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 03 декабря 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ООО «********» (далее – ООО «********») Трушкова В.Н.,

установил:

Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе № ... от 01 октября 2019 года должностное лицо - директор ООО «********» Трушков В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2019 г. производство по указанному делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением судьи, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) Б. подал жалобу, в которой просит о его отмене, оставлении в силе постановления от 01.10.2019.

В судебном заседании в Верховном Суде Республике Саха (Якутия) Трушков В.Н. извещенный о времени и месте, участия не принимал, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в котором на доводах возражения настаивает и просит отказать в ее удовлетворении оставив без изменения решение суда от 01.11.2019.

Изучив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) Жиркову Я.М., поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из смысла статей 26.1 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 указанной статьи,.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, судья районного суда, руководствуясь положениями ст. 11, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п.п. 16, 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила) пришел к выводу, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором возложена на собственника земельного участка. Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что собственником земельного участка не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. При таких обстоятельствах, региональный оператор не является ответственным за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, в случае обнаружения мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Должностное лицо не является субъектом административного правонарушения. Других доказательств, подтверждающих факт совершения директором ООО «********» Трушковым В.Н. вмененного административного правонарушения в деле не имеется.

С таким выводом согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном толковании норм права, не соответствует обстоятельствам дела, сделан без учета и исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которому необходимо заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 4. Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункта 5. Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

В силу пункта 16. Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Как установлено пунктом 17. Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

В соответствии с пунктом 18. Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, исходя из системного анализа указанных норм следует, что как орган местного самоуправления полномочный осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения на территории МО «Город Ленск» в сфере проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки, так и на должностное лицо – директора ООО «********», как на руководителя регионального оператора по обращению с ТКО обеспечивающего организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, возлагается обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, и принятию действенных мер к ликвидации несанкционированного размещения отходов.

Из материалов дела следует, что ООО «********» на основании соглашения № ... от 28.09.2017, заключенного с Министерством коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории западной зоны Республики Саха (Якутия) включая Ленский район.

09 сентября 2019 г. комиссией проведен рейд по выявлению несанкционированных свалок на территории г. Ленска, Ленского района Республики Саха (Якутия), выявлено две несанкционированные свалки ТКО в объеме 150 м3 каждая по адресам: .........., о чем составлены акты и произведена фотосъемка, после чего в соответствии с п.16 Правил были направлены уведомления собственнику земельных участков администрации МО "Город Ленск" о ликвидации мест несанкционированных свалок.

В нарушение пункта 18 названных Правил МО «Город Ленск» ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключение договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором, не произвел.

По указанным причинам административным органом обоснованно в отношении должностного лица – директора ООО «********» Трушкова В.Н. был составлен протокол об административном правонарушении от 18.09.2018 и вынесено постановление от 01.10.2019 № ....

Таким образом, вывод судьи районного суда об отсутствии в бездействиях должностного лица ООО «********» Трушкова В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, в связи с тем что, региональный оператор, и, соответственно он как его руководитель не являются надлежащими субъектами правонарушения, сделан без учета вышеуказанных обстоятельств, не соответствует обстоятельствам дела, следовательно, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, судом не соблюдены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Кроме того, данные обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении существенно были нарушены вышеуказанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение суда подлежит отмене.

Учитывая, что срок привлечения Трушкова В.Н. к административной ответственности не истек, нарушения, допущенные судьей при рассмотрении дела, являются существенными, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) удовлетворить в части.

Решение судьи Ленского районного суда Ресбпулики Саха (Якутия) от 01.11.2019 отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов