Судья Польникова О.Ю. дело № 7/2-55/2022
РЕШЕНИЕ
г. Якутск, 03 марта 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица административного органа на решение судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2021 года в отношении юридического лица – Федеральное казанное предприятие «Аэропорты Севера» (далее – ФКП «Аэропорты Севера») (ОГРН <***>) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ или Кодекс),
установил:
постановлением вр. и.о. начальника отделения надзорной деятельности по Нижнеколымскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО1 № ... от 27.07.2021 ФКП «Аэропорты Севера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2021 года данное постановление отменено, дело направлено административному органу, должностное лицо которого вынесло указанное постановление.
Должностным лицом административного органа, вынесшим постановление № ... от 27.07.2021 ФИО1 в порядке части 5 статьи 30.9 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи как вынесенного с нарушением норм процессуального права.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения ФИО1, настаивавшего на требованиях жалобы, защитника ФКП «Аэропорты Севера» ФИО2, просившего об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к выводу об отмене решения судьи по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.6 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 30 названного Федерального закона установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующей территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФКП «Аэропорты Севера» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований пожарной безопасности, выявленные 26 июля 2021 года на территории филиала «Аэропорт Черский» ФКП «Аэропорты Севера» совершенное в условиях особого противопожарного режима, выразившееся в следующем:
1). В здании СПЗ не проведены эксплуатационные испытания наружных открытых лестниц (центральной лестниц, а также лестниц правого и левого крыла здания) (п.17 ППР от 16.09.2020 № 1479);
2). В здании СПЗ у порога эвакуационного выхода левого крыла здания проложена ПП-труба для нужд системы отопления здания, что является препятствием движению людей по эвакуационному пути и эвакуационному выходу (ст.53 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент по пожарной безопасности»);
3). В здании СПЗ дверь эвакуационного выхода левого крыла здания открывается с трудом на 50 % и открывание двери производиться в противоположную сторону, что является препятствием движению людей по эвакуационному пути и эвакуационному выходу (ст.53 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент по пожарной безопасности»);
4). На территории филиала «Аэропорт Черский» отсутствует наружный водопровод противопожарного водоснабжения (п. 48 ППР от 16.09.2020 № 1479).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда, установив, что ФИО1 является, как это следует из постановления по делу об административном правонарушении № ... от 27.07.2021 государственным инспектором Нижнеколымского района по пожарному надзору, соответственно в силу пунктов 5-7 части 2 статьи 23.34 КоАП РФ, а также ответа на 4 вопрос «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, только совершенных гражданами и должностными лицами, пришла к выводу о вынесении оспариваемого постановления неправомочным должностным лицом, что в силу п.5 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ является безусловным основанием для его отмены и направления дела на рассмотрение по подведомственности. С учетом указанного постановление № ... от 27.07.2021 отменено, а дело на основании пунктов 1-4, 8.-12 части 2 статьи 23.34 КоАП РФ в отношении ФКП «Аэропорты Севера» по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ для определения должностного лица, наделенного правом его рассмотрения направлено в Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Вместе с тем, указанный вывод обжалуемого решения является преждевременным.
Как следует из приложенной к рассматриваемой жалобе выписки из приказа ГУ МЧС РФ по РС (Я) № ... 29.06.2021 ФИО1 с 14.06.2021 по 16.08.2021 временно исполнял обязанности начальника отделения надзорной деятельности по Нижнеколымскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Таким образом, на момент вынесения обжалуемого постановления № ... то есть, 27 июля 2021 года ******** ФИО1, являлся начальником отделения надзорной деятельности по Нижнеколымскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Соответственно, ФИО1 являлся главным государственным инспектором Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) по пожарному надзору и в силу п. 3 ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ имел право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в том числе совершенных юридическими лицами.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении дела судьей районного суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований, решение от 10 декабря 2021 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, помимо доводов жалобы судье следует дать оценку следующим, имеющим юридическое значение, обстоятельствам.
В 2021 году в целях недопущения массового возникновения лесных пожаров и иных ландшафтных (природных) пожаров, распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2021 г. № 201-РГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Саха (Якутия)» с 27 мая 2021 года до особого распоряжения - распоряжения Главы РС (Я) от 14.10.2021 № 498-РГ «Об отмене особого противопожарного режима на территории Республики Саха (Якутия)» особого противопожарного режима, а также в последующем вследствие усиления лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) в связи с введением чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера на территориях Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского улусов (районов), установившимся IV - V классом пожарной опасности в лесах, увеличением количества и площади лесных пожаров на территориях западных, северо-восточных и центральных улусов (районов) Республики Саха (Якутия) указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23.06.2021 № 1912 «О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, возникшей вследствие лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия)» с 23 июня 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера.
Исходя из положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст.30), а также оснований и наименования названного Указа целью введения особого противопожарного режима на определенной территории вообще и в данном случае в частности на территории Республики являются мероприятия, связанные с предотвращением перехода лесных пожаров на территории населенных пунктов и объектов экономики, то есть совершение правонарушения в условия названного режима, предполагает наличие непосредственной угрозы пожарной безопасности от лесных пожаров.
С учетом вышеуказанного, а также разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 о полномочиях судьи давать окончательную юридическую квалификацию действий (бездействия) лица, в данном случае следует определить правильность квалификации деяния привлекаемого лица, в части того, насколько фактические обстоятельства дела относимы к нарушению им требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, либо вменяемые нарушения совершены привлекаемым лицом не в условиях особого противопожарного режима, что предполагает улучшение его положения путем переквалификации деяния с части 2 на часть 1 статьи 20.4 Кодекса.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу решение судьи подлежащим отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело возвращению на новое судебное рассмотрение, поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства, учитывая вышеизложенное, и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2021 года в отношении юридического лица – Федерального казанного предприятия «Аэропорты Севера» по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия).
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Никодимов