ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-566/17 от 05.12.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Билюкина И.Г. Дело № 7/2-566/17

РЕШЕНИЕ

город Якутск 05 декабря 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» Б. на решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 13 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» (далее – ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум»), которым

п о с т а н о в л е н о:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2017 года в отношении юридического лица –Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Транспортный техникум» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях № ..., - оставить без изменения, жалобу законного представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Транспортный техникум» Б., - без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителя ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.12.2017 г., законного представителя ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» ФИО2, представителей Министерства финансов РС(Я) ФИО3, действующей на основании доверенности от 09.06.2017, ФИО4, действующего на основании доверенности от 07.07.0217, суд

УСТАНОВИЛ:

Решением Мегино-Кангаласского районного суда РС(Я) от 13 июля 2017 г. постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.№ ... от 10 мая 2017 года, которым ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 134 011,29 руб., оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением, представитель ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» Б. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отмене постановления административного органа, указывая на отсутствие в действиях техникума состава административного правонарушения.

Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 материалы №№ ... от 10 мая 2017 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» объединены в одно производство.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 г. постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) №№ ..., решения Мегино-Кангаласского районного суда РС(Я) от 12 июля 2017 г. и 13 июля 2017 г. изменены, административное наказание по ст.15.14 КоАП РФ на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ назначено в виде административного штрафа в размере 134 011,29 руб.

Постановлением и.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2017 г. вышеуказанные определение и решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 г. отменены, дело об административном правонарушении в отношении ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании представитель ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» ФИО1 и законного представителя - ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить постановление административного органа и решение суда, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представители Министерства финансов РС (Я) ФИО3, ФИО4 с доводами жалобы не согласились, поддержали ранее направленный отзыв на жалобу, полагают, что дело рассмотрено всесторонне и объективно, просят оставить решение Мегино-Кангаласского районного суда РС(Я) без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу ст.38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В силу ст.162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст.69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии с п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и на иные цели за период в 2015 -2016 годы и истекший период 2017 года в отношении ГБПОУ «Транспортный техникум», в ходе которой установлено следующее.

13 января 2015 года между Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (учредитель) и ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» (учреждение) заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), согласно пункту 1 которого, предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в размере .......... руб.

В соответствии с п.2.3.1 Соглашения, учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в государственном задании.

Утвержденное государственное задание ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» на 2015 год включает в себя оказание трех государственных услуг:

реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования;

организация предоставления дополнительного образования детей и взрослых для физических лиц, обучающихся по программам среднего профессионального образования;

предоставление услуг по проживанию студентов в общежитиях профессиональных образовательных учреждений для студентов, обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по данным образовательным программам по заочной форме обучения.

В соответствии с п.10 Постановление Правительства PC (Я) от 28.12.2010 N 595 (в редакции от 03.10.2014) «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее - Постановление №595), размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением или приобретенного государственным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему отраслевым министерством (ведомством) на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Согласно п.12 Постановления №595, при определении нормативных затрат на оказание государственным бюджетным учреждением государственной услуги учитываются: нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги; нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества государственного бюджетного учреждения в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения).

В соответствии с п. 13 Постановления №595, нормативные затраты на содержание имущества государственного бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат:

а) на потребление электрической энергии, в проценте от общего объема затрат государственного бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей, установленном главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с порядком определения нормативных затрат на содержание имущества государственного бюджетного учреждения, утвержденным отраслевым министерством (ведомством);

б) на потребление тепловой энергии, в проценте от общего объема затрат государственного бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей, установленном главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с порядком определения нормативных затрат на содержание имущества государственного бюджетного учреждения, утвержденным отраслевым министерством (ведомством);

в) на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за государственным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных государственному бюджетному учреждению отраслевым министерством (ведомством) на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки в отношении ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум», проведенной с 22 марта 2017 года по 21 апреля 2017 года на основании приказа Министра финансов РС(Я) от 20.03.2017 г. № ... установлено, что в 2015 году ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) произведены нецелевые расходы на оплату труда и оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работников столовой, не связанных непосредственно с оказанием государственной услуги, определенной в утвержденном государственном задании на 2015 год на общую сумму .......... руб., в том числе: по подстатье КОСГУ № ............. руб., по подстатье КОСГУ № ............. руб., по подстатье КОСГУ № ............. руб.

Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами, собранными по делу: изменениями, внесенными в Устав Техникума только в 2017 г., ведомость об оплате заработной платы работникам столовой в 2015 г., авансовые отчеты об использовании проезда в отпуск, приказы об оплате проезда С., авиабилеты и др.

Устав ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» согласован заместителем министра профессионального образования, подготовки и расстановки кадров PC (Я), утвержден Министром имущественных и земельных отношений PC (Я) в 2014 году.

Пункт 2.3 Устава дополнен видом деятельности «оказание услуг общественного питания, связанных с производством и реализацией продукции, в том числе продуктов питания» только в 2017 году.

Деятельность по организации общественного питания и предоставления продуктов питания и напитков, не предусмотренная учредительными документами, осуществлялась ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» в 2015, 2016 г.г.

В 2015 г. работникам столовой производились выплаты на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания работникам столовой на сумму .......... рублей.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение п.18 Постановления №595, п.2.3.1 Соглашения от 13 января 2015 года, ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведены нецелевые расходы на оплату труда и оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работников столовой, не связанных непосредственно с оказанием государственной услуги, определенной в утвержденном государственном задании на 2015 год, и не относящейся к основным видам деятельности на сумму .......... руб.

Факт совершения ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении от 21.04.2017; актом и выпиской из акта выездной проверки от 21 апреля 2017 года; соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 13 января 2015 года, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы относительно выводов о виновности ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» в совершении правонарушения не опровергают, фактически сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым ранее была дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом судебном акте.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по данному делу допущено не было.

Таким образом, действия ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум» в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 КоАП РФ и является минимальным, а именно пять процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления административного органа и решения суда не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Мегино-Кангаласского районного суда РС(Я) от 13 июля 2017 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО5 Матвеева