ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-74/2018 от 15.03.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Билюкина И.Г. Дело № 7/2-74/2018

РЕШЕНИЕ

город Якутск 15 марта 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» Борисова Г.И. на решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум»,

установил:

Постановлением № ... заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н. от 10 мая 2017 года Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» (далее ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 38 148 руб.

Решением Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 13 июля 2017 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением, законный представитель ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» Борисов Г.И. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отмене постановления и отмене штрафа.

Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 материалы №№ ... от 10 мая 2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» объединены в одно производство.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 года постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) №№ ..., решения Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 12 июля 2017 года и 13 июля 2017 года изменены, административное наказание по ст.15.14 КоАП РФ на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ назначено в виде административного штрафа в размере 134 011,29 руб.

Постановлением и.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2017 г. указанные определение и решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 г. отменены, дело об административном правонарушении в отношении ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании представители лица, в отношении которого ведется производство по делу, ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» Петров В.Н., Стручкова Р.Р. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просят отменить постановление административного органа и решение суда, производство по делу прекратить. Кроме того, пояснили, что в настоящее время Борисов Г.И. уволен с должности ******** ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум», в данное время не трудоустроен.

Представитель Министерства финансов РС (Я) Егоров Н.В. с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, П., действующего на основании Приказа Министерства образования и науки РС (Я) от 11.12.2017 г., Стручковой Р.Р., действующей на основании доверенности от 05.03.2018 г., представителя Министерства финансов РС (Я) Егорова Н.В., действующего на основании доверенности от 07.08.2017 г., свидетеля М., представляющего интересы министра образования и науки РС (Я) на основании доверенности от 19.01.2018 г., суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу ст.38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В силу ст.162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст.69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии с п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и на иные цели за период в 2015 -2016 годы и истекший период 2017 года в отношении ГБПОУ «Транспортный техникум», в ходе которой установлено следующее.

26 января 2015 года между Министерством процессуального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (учредитель) и ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» (учреждение) заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на стимулирующие выплаты работникам на 2015 год в размере .......... руб. Согласно разделу 1 Соглашений о предоставлении целевой субсидии предметом Соглашения является определение условий предоставления Государственным органом, осуществляющий полномочия учредителя, Учреждению субсидии из государственного бюджета PC (Я), в том числе на стимулирующие выплаты работникам на 2015 год. В соответствии с п.2.3.1 Соглашения, учреждение обязалось осуществлять использование субсидии по целевому назначению.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки в ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум», проведенной с 22 марта 2017 по 21 апреля 2017 года установлено, что в 2015 году юридическим лицом - ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» за счет средств целевой субсидии в 2015 году произведено перечисление премиальных выплат работникам столовой техникума, деятельность которых не относится к основной деятельности Техникума. Всего работникам столовой выплачены стимулирующие выплаты за 2015 год .......... руб. В результате допущено нецелевое использование средств государственного бюджета PC (Я) на общую сумму .......... руб.

Устав ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» согласован заместителем министра профессионального образования, подготовки и расстановки кадров PC (Я), утвержден Министром имущественных и земельных отношений PC (Я) в 2014 году.

Согласно п. 2.2 Устава, основными видами деятельности ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» являются:

реализация образовательных программ среднего профессионального образования — программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих программ подготовки специалистов среднего звена;

реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;

реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки;

-реализация программ профессионального обучения;

реализация дополнительных общеобразовательных программ детей и взрослых;

реализация программ обучения иностранных граждан русскому языку, истории России и Российское право;

проведение общественно значимых мероприятий в сфере профессионального образования;

организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий для обучающихся;

организация и проведение просветительных и культурно-массовых мероприятий;

организация информационного сопровождения образовательного процесса профессиональных образовательных учреждений PC (Я);

сбор, обработка, анализ и обобщение данных, информационноаналитических материалов по отрасли профессионального образования в Республике Саха (Якутия);

В соответствии с п.2.3 Устава, для достижения целей, предусмотренных уставом, Техникум вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доход:

предоставление платных образовательных услуг;

оказание копированных и множительных работ;

предоставление доступа к сети Интернет;

предоставление библиотечных услуг и услуг по пользованию архивами лицам, не являющимся сотрудниками или обучающимися Техникума;

преподавания специальных курсов и циклов дисциплин;

сдача имущества в аренду в установленном законодательством порядке;

реализация собственной продукции;

издание методических пособий, а также информационных материалов.

Пункт 2.3 Устава дополнен видом деятельности «оказание услуг

общественного питания, связанных с производством и реализацией продукции, в том числе продуктов питания» только в 2017 году.

Однако, как установлено судом, деятельность по организации общественного питания и предоставлению продуктов питания и напитков, не предусмотренная учредительными документами, осуществлялась ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» в 2015, 2016 годах.

В нарушение ч.2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.п. 2.2 и 2.3 Устава, ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» осуществлялась приносящая доход деятельность по организации общественного питания и предоставлении продуктов питания и напитков, которая в проверяемые периоды 2015 и 2016 годы учредительными документами образовательного учреждения не была предусмотрена.

Таким образом, судом было установлено, что в нарушение раздела 1 Соглашений от 26 января 2015 года, п. 2.2 Устава Техникума, ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведены нецелевые расходы на премирование работников столовой, не связанных непосредственно с оказанием государственной услуги, определенной в утвержденном государственном задании на 2015 год, и не относящейся к основным видам деятельности на сумму .......... рублей. Таким образом, в суде доказано нецелевые расходы в размере .......... рублей на вышеуказанные цели из средств целевой субсидии на стимулирующие выплаты на 2015 год в размере .......... рублей.

Факт совершения ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении; соглашением от 26 января 2015 года о предоставлении целевой субсидии на стимулирующие выплаты руководителям и работникам техникума на 2015 год, штатным расписанием на 2015 год, приказами о принятии на работу работников столовой техникума, положением о выплатах стимулирующего характера работников ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум».

Доводы жалобы относительно выводов о виновности ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» в совершении правонарушения не опровергают, фактически сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым ранее была дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом судебном акте.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по данному делу допущено не было.

Таким образом, действия ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» в пределах, установленных санкцией ст.15.14 КоАП РФ и является минимальным, а именно пять процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления административного органа и решения суда не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2017 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева