ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-76/2018 от 15.03.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Билюкина И.Г. Дело № 7/2-76/2018

РЕШЕНИЕ

город Якутск 15 марта 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу, директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» ФИО1 на решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» ФИО1,

установил:

Постановлением № ... заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н. от 10 мая 2017 года, директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» (далее ГБПОУ РС (Я) «********») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 13 июля 2017 г. постановление должностного лица изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., в остальной части оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отмене постановления административного органа и отмене штрафа.

Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 материалы №№ ... от 10 мая 2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора ГБПОУ РС (Я) «********» ФИО1 объединены в одно производство.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 года постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) №№ ..., решения Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 12 июля 2017 года и 13 июля 2017 года изменены, административное наказание по ст.15.14 КоАП РФ на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ назначено в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Постановлением и.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2017 г. указанные определение и решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 г. отменены, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела им не заявлено.

В судебном заседании представители ГБПОУ РС (Я) «********» ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, просят отменить постановление административного органа и решение суда, производство по делу прекратить. Кроме того, пояснили, что в настоящее время ФИО1 уволен с должности директора ГБПОУ РС (Я) «********», в данное время не трудоустроен.

Представитель Министерства финансов РС (Я) ФИО4 с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей ГБПОУ РС (Я) «********» ФИО2, действующего на основании Приказа Министерства образования и науки РС (Я) от 11.12.2017 г., ФИО3, действующей на основании доверенности от 05.03.2018 г., представителя Министерства финансов РС (Я) ФИО4, действующего на основании доверенности от 07.08.2017 г., свидетеля М., представляющего интересы министра образования и науки РС (Я) на основании доверенности от 19.01.2018 г., суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В силу ст.38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В силу ст.162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и на иные цели за период в 2015 -2016 годы и истекший период 2017 года в отношении ГБПОУ «********», в ходе которой установлено следующее.

13 января 2015 года между Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (учредитель) и ГБПОУ PC (Я) «********» (учреждение) заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), согласно пункта 1 которого, предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в размере .......... рублей.

В соответствии с п.2.3.1 Соглашения, учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в государственном задании.

Утвержденное государственное задание ГБПОУ «********» на 2015 год включает в себя оказание трех государственных услуг:

1. реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования;

2. организация предоставления дополнительного образования детей и взрослых для физических лиц, обучающихся по программам среднего профессионального образования;

3. предоставление услуг по проживанию студентов в общежитиях профессиональных образовательных учреждений для студентов, обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по данным образовательным программам по заочной форме обучения.

В соответствии с п.10 Постановление Правительства PC (Я) от 28.12.2010 №595 (в редакции от 03.10.2014 г., действующей в 2015 году) «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее - Постановление № 595), размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Государственным бюджетным учреждением или приобретенного государственным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему отраслевым министерством (ведомством) на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Согласно п.12 Постановления №595, при определении нормативных затрат на оказание государственным бюджетным учреждением государственной услуги учитываются:

а) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

б) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества государственного бюджетного учреждения в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения).

В соответствии с п.13 Постановления №595, нормативные затраты на содержание имущества государственного бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат:

а) на потребление электрической энергии, в проценте от общего объема затрат государственного бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей, установленном главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с порядком определения нормативных затрат на содержание имущества государственного бюджетного учреждения, утвержденным отраслевым министерством (ведомством);

б) на потребление тепловой энергии, в проценте от общего объема затрат государственного бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей, установленном главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с порядком определения нормативных затрат на содержание имущества государственного бюджетного учреждения, утвержденным отраслевым министерством (ведомством);

в) на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за государственным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных государственному бюджетному учреждению отраслевым министерством (ведомством) на приобретение такого имущества, и том числе земельные участки.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки в ГБПОУ PC (Я) «********», проведенной с 22 марта 2017 года по 21 апреля 2017 года установлено, что в 2015 году юридическим лицом - ГБПОУ PC (Я) «********» за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) произведены нецелевые расходы на оплату труда и оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работников столовой, не связанных непосредственно с оказанием государственной услуги, определенной в утвержденном государственном задании на 2015 год на общую сумму .......... рублей, в том числе: по подстатье КОСГУ 211 (04) – .......... рубль, по подстатье КОСГУ 212 (04) - .......... рублей, по подстатье КОСГУ 213 (04) - .......... рубля. В деле имеются в качестве доказательств: изменения в Устав Техникума 2017 года, ведомость об оплате заработной платы работникам столовой в 2015 году, авансовые отчеты об использовании проезда в отпуск, приказы об оплате проезда С., авиабилеты и др.

Также ГБПОУ PC (Я) «********» занимался деятельностью, не относящейся к основным видам деятельности Техникума.

Устав ГБПОУ PC (Я) «********» согласован заместителем министра профессионального образования, подготовки и расстановки кадров PC (Я), утвержден Министром имущественных и земельных отношений PC (Я) в 2014 году.

Согласно п.2.2 Устава, основными видами деятельности ГБПОУ PC (Я) «********» являются:

- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих программ подготовки специалистов среднего звена;

- реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;

- реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки;

- реализация программ профессионального обучения;

- реализация дополнительных общеобразовательных программ детей и взрослых;

- реализация программ обучения иностранных граждан русскому языку, истории России и Российское право;

- проведение общественно значимых мероприятий в сфере профессионального образования;

- организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий для обучающихся;

- организация и проведение просветительных и культурно-массовых мероприятий;

- организация информационного сопровождения образовательного процесса профессиональных образовательных учреждений PC (Я);

- сбор, обработка, анализ и обобщение данных, информационно- аналитических материалов по отрасли профессионального образования в Республике Саха (Якутия);

В соответствии с п.2.3 Устава, для достижения целей, предусмотренных уставом, Техникум вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доход:

- предоставление платных образовательных услуг;

- оказание копировальных и множительных работ;

- предоставление доступа к сети Интернет;

- предоставление библиотечных услуг и услуг по пользованию архивами лицам, не являющимся сотрудниками или обучающимися Техникума;

- преподавания специальных курсов и циклов дисциплин;

- сдача имущества в аренду в установленном законодательством порядке;

- реализация собственной продукции;

- издание методических пособий, а также информационных материалов.

Пункт 2.3 Устава дополнен видом деятельности «оказание услуг общественного питания, связанных с производством и реализацией продукции, в том числе продуктов питания» только в 2017 году.

Однако, как установлено судом, деятельность по организации общественного питания и предоставлению продуктов питания и напитков, не предусмотренная учредительными документами, осуществлялась ГБПОУ PC (Я) «********» в 2015, 2016 годах.

Как следует из материалов дела, в 2016 году за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) работникам столовой ГБПОУ PC (Я) «********» произведена выплата заработной платы на сумму .......... рублей.

Также работниками столовой произведены выплаты на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания работникам столовой на сумму .......... рублей.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение п.18 Постановления №595, п.2.3.1 Соглашения от 13 января 2015 года, п.2.2 Устава, ГБПОУ PC (Я) «********» за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведены нецелевые расходы на оплату труда и оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работников столовой, не связанных непосредственно с оказанием государственной услуги, определенной в утвержденном государственном задании на 2015 год, и не относящейся к основным видам деятельности на сумму .......... рублей. Таким образом, в суде было доказано нецелевые расходы в размере .......... рублей на вышеуказанные цели из средств субсидии за 2015 год в размере .......... рублей.

Факт совершения директором ГБПОУ PC (Я) «********» ФИО1 вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении; актом и выпиской из акта выездной проверки от 21 апреля 2017 года; соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 13 января 2015 года.

Согласно п.6.7 Устава ГБПОУ PC (Я) «********», директор несет персональную ответственность за деятельность учреждения, в том числе за выполнение государственного задания, за нецелевое использование бюджетных средств, за невыполнение обязательств Учреждения как получателя бюджетных средств.

Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии доказательств, указывающих на его вину, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку они совершение правонарушения не опровергают, фактически сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым ранее была дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом судебном акте.

Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Между тем, суд считает назначенный размер административного штрафа подлежащим снижению в соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, поскольку имеются исключительные обстоятельства, связанные с личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица.

Представителем суду представлен приказ Министра образования и науки РС (Я) о назначении П. исполняющего обязанности директора ГБПОУ РС (Я) «********» от 14.09.2017 г. № .... ФИО1 в настоящее время не трудоустроен.

Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.

Частью 2.3 данной статьи установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, считаю возможным применить положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ и уменьшить ФИО1 размер штрафа до 10 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н.№ ... от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» ФИО1 – изменить, снизив ФИО5 с применением ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа до 10 000 (десять тысяч) рублей.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО6 Матвеева