ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-839/18 от 29.11.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Иванова Н.В. Дело № 7/2- 839/18

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 29 ноября 2018 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Местниковой С.А., единолично

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу, на решение Якутского городского суда РС(Я) от 19 октября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении заместителя главы по социальной политике МР «Вилюйский улус (район)» ФИО1,

ПОСТАНОВЛЕНО:

Постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2018 года № ....14-2018/331 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы по социальной политике МР «Вилюйский улус (район)» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав обьяснения ФИО1, представителя МФ РС (Я) ФИО2, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2018 г. заместитель главы по социальной политике МР «Вилюйский улус (район)» ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Решением Якутского городского суда РС(Я) от 19 октября 2018 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене постановления решения суда в связи с существенным нарушением норм процессуального права, считает, что не является субъектом административного правонарушения, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из ст. 162 Бюджетного кодекса РФ следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет за собой административную ответственность.

По настоящему делу как усматривается из протокола об административном правонарушении, по итогам выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями, получателями средств бюджета Муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Муниципальном районе «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) выявлен факт нецелевого использования средств субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» на сумму 664 116.33 руб. Так, в нарушение ст. 38, п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ. ст. 53 Жилищного кодекса РФ. пп. 6 и 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95, п. 3.2.11 и п. 3.2.13 Соглашения о реализации подпрограммы от 16.05.2017 года № 26-ГП/17-МС допущено нецелевое использование субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья на сумму 664 116,33 руб., а именно допущено нецелевое использование социальной выплаты молодой семье ФИО5, не имеющей правовых оснований для ее получения в 2017 году в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий путем прекращения перед тем, как получить социальную выплату, имеющихся прав собственности на объекты недвижимого жилого имущества общей площадью 45,55 кв.м.

Таким образом, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95, п. 3.2.11 и п. 3.2.13 Соглашения о реализации подпрограммы от 16.05.2017 года № 26-ГП/17-МС, по мнению должностного лица, выразилось в выплате бюджетных средств на приобретение жилья молодой семье Ф-вых, жилищное условие которых не позволяло включить их в число участников указанной подпрограммы.

В пункте 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 (статьи 306.4 - 306.8) настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из приведенных норм права в их совокупности следует, что нецелевым расходованием бюджетных средств является расходование бюджетных средств с нарушением бюджетного или иного законодательства, определяющего цели расходования этих средств. При этом субьектом таких нарушений признается лицо, которое относится к числу участников бюджетных правоотношений.

Из материалов настоящего дела следует, что бюджетные средства, в нецелевом расходовании которых обвиняется лицо, привлекаемое к административной ответственности, направлены на те цели, на которые они были предусмотрены на приобретение жилья молодой семьей Ф-вых. Вместе с тем, решением комиссии по распределению жилищных субсидий МР «Вилюйский улус (район) РС (Я)» социальная выплата семье Ф-вых на приобретение жилья выделена с нарушением Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списка молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках указанной подпрограммы.

Из указанного следует, что события, изложенные в протоколе об административном правонарушении, а именно выделение социальной выплаты молодой семье Ф-вых бюджетных средств на приобретение жилья с нарушением Порядка его выплаты, а не с нарушением бюджетного законодательства, неправильно квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств.

Более того, как следует из решения суда и постановления должностного лица, ФИО1 привлечена к административной ответственности как заместитель главы администрации по социальной политике. Между тем, как следует из должностной инструкции заместителя главы по социальной политике, к полномочиям этого должностного лица не относится распределение бюджетных средств, то есть ФИО1 не является субьектом бюджетных правоотношений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Вышеуказанные обстоятельства говорят об отсутствии события правонарушения. предусмотренного статьей 15,14 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьей 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья ВС РС (Я) находит постановление должностного лица и решение суда, принятое по жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности, на это постановление, незаконными и необоснованными, подлежащими отмене с принятием решения об отмене этих актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу удовлетворить.

Постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2018 года № ....14-2018/331 и решение Якутского городского суда РС(Я) от 19 октября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы по социальной политике МР «Вилюйский улус (район)» ФИО1 отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда РС(Я): С.А. Местникова