Судья Григорьева С.А. дело № 7/2-92/2021
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 06 апреля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого должностного лица на решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.2 КоАП РС(Я) в отношении должностного лица - директора муниципального казенного учреждения «********» муниципального образования «Город Мирный» ФИО1,
установил:
22 января 2021 г. постановлением прокурора города Мирного в отношении директора МКУ «********» МО «Город Мирный» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.2 КоАП РС(Я), в связи с нарушением порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, правил организации деятельности приютов на территории Республики Саха (Якутия), установленных Правительством Республики Саха (Якутия).
27 января 2021 г. постановлением старшего государственного инспектора Территориального подразделения Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Мирнинского района К.№ ... директор МКУ «********» МО «Город Мирный» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.2 КоАП РС(Я), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
20 февраля 2021 г. решением Мирнинского районного суда РС(Я) указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решением, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой в порядке, установленном ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, ссылаясь на необоснованность выводов суда о наличии события административного правонарушения и состава административного правонарушения в его действиях.
В обоснование жалобы заявителем указано об утрате силы нормативных правовых актов, на основании которых вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. В условиях переданной бюджету города Мирного субвенции отсутствует указание на реализацию её средств на мероприятия по устройству приюта для животных в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства. Не приняты во внимание судом доводы заявителя о принятии исчерпывающих мер по обеспечению надлежащей деятельности путем подачи письменных обращений в адрес Департамента ветеринарии РС(Я) о необходимости выделения средств на реконструкцию и/или устройство существующего объекта «Приют для животных» в соответствие федерального и регионального законодательства. МКУ «********» г. Мирного не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе в области организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В судебное заседание ФИО1, извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, не явился. Ходатайство об отложении судебного заседания им не представлено, в связи с чем, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании прокурор Маркова Д.Р. с жалобой не согласилась, полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения прокурора, прихожу к следующему.
Согласно статье 5.2 КоАП РС(Я) нарушение порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, правил организации деятельности приютов на территории Республики Саха (Якутия), установленных Правительством Республики Саха (Якутия), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 № 389 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия) (далее – Порядок).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Порядка настоящий Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» и определяет требования к организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия).
Порядок разработан в целях защиты животных, обеспечения регулирования и снижения численности животных без владельцев наиболее безопасными и гуманными методами для животных, а также укрепления нравственности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Согласно пункту 3.16 Порядка специализированная организация по отлову обязана вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно предоставлять по требованию уполномоченного органа Республики Саха (Якутия) копии этой видеозаписи.
Видеозапись, фиксирующая процесс отлова животных без владельцев, хранится в течение трех лет с момента окончания мероприятия в отношении животного без владельца.
Согласно пункту 5.4 Порядка при возврате животных без владельцев на прежние места их обитания специализированная организация по отлову, осуществляющая возврат животных без владельцев, обязана вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа Республики Саха (Якутия) копии этой видеозаписи.
Видеозапись, фиксирующая возврат животных без владельцев на прежние места их обитания, хранится в течение трех лет с момента окончания мероприятия в отношении животного без владельца.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.12.2019 г. № 419 утверждены Правила организации деятельности приютов для животных и установлении норм содержания животных в них на территории Республики Саха (Якутия) (далее – Правила).
Правила разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 г. № 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» и определяют требования к организации деятельности приютов для животных (далее - приюты) и установлению норм содержания животных в них на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 12 Правил приюты должны располагать: теплыми вентилируемыми помещениями для содержания собак и кошек; дезинфекционно-моечным помещением; складом для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря; морозильными камерами для временного хранения биологических отходов; контейнерной площадкой, контейнерами для твердых бытовых отходов и контейнерами для биологических отходов.
В соответствии с пунктом 16 Правил размеры площадки для выгула собак должны быть достаточными для выгула в течение суток всех животных, содержащихся в приюте. Численность одновременно выгуливаемых собак определяется из расчета 8 м2 площади на одну собаку.
Пунктом 27 Правил установлено, что вход (выход) в помещения для содержания собак и кошек осуществляется через дезинфекционные коврики.
Пунктом 32 Правил установлено, что Правила поведения посетителей приюта, добровольцев (волонтеров), а также приема гуманитарной помощи от посетителей приюта размещаются на стендах при входе в приют.
Пунктом 50 Правил установлено, что вывоз биологических отходов и их уничтожение (утилизация) осуществляются регулярно специализированными организациями на договорной основе в соответствии с установленными Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469.
Из материалов дела следует, что постановлением главы МО «Город Мирный» от 01 марта 2018 г. № ... пункт передержки животных передан из МКУ «********» МО «Город Мирный» в казну МО «Город Мирный» Республики Саха (Якутия).
Распоряжением главы МО «Город Мирный» от 06 февраля 2020 г. № ... объект муниципальной собственности «Пункт передержки животных» переименован в объект «Приют для животных».
Во исполнение постановления главы МО «Город Мирный» от 18 февраля 2020 г. функциями муниципального заказчика по организации деятельности животными наделено МКУ «********» МО «Город Мирный».
В 2020 году на выполнение переданных полномочий органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев из Республики Саха (Якутия) муниципальному образованию «Город Мирный» выделены средства в размере .......... рублей .......... копеек. Передача бюджетных средств осуществлена на основании Соглашения, заключенного между МО «Мирнинский район» и МО «Город Мирный».
04 сентября 2020 г. заключен муниципальный контракт № ... на выполнение работ по обращению с животными без владельцев с Мирнинским городским казачьим обществом.
20 ноября 2020 г. заключен муниципальный контракт № ... на выполнение работ обращение с животными без владельцев с МБУ «********» МО «Город Мирный».
За 2020 г. в МКУ «********» МО «Город Мирный» согласно Журналу устных и письменных обращений по отлову животных без владельцев, сбору останков и павших животных на территории МО «Город Мирный» поступило 149 заявок, по предоставлению отчетности в приют для животных отловлена 71 особь.
Прокуратурой г. Мирного по обращению ФИО2 и по указанию прокуратуры Республики Саха (Якутия), с привлечением контролирующего органа Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия), проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с животными, в том числе по созданию условий содержания безнадзорных животных.
Так, 13 января 2021 г. проведено обследование объекта муниципальной собственности «Приют для животных», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, Чернышевское шоссе, з/у 1/6, расстояние от автодороги Ленск-Удачный 300 метров.
В ходе проверки установлено, что в 2020 году из выделенных из бюджета Республики Саха (Якутия) средств на выполнение переданных органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, МО «Город Мирный» освоено лишь .......... рубля .......... копейки, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере регулирования деятельности по обращению с животными без владельцев.
По договору от 20 ноября 2020 г. № ... составлен акт № ... от 25 декабря 2020 г. об оказании услуг, выполнении работ по обращению с животными без владельцев, согласно которому произведен отлов 56 голов животных.
В нарушение требования пункта 5 части 2 и части 6 статьи 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 3.16, 5.4 Порядка, видеозаписи процесса отлова 56 голов животных, а также процесса возврата без владельцев отсутствуют, проверяющим лицам не представлены.
В нарушение пункта 12 Правил в приюте для животных отсутствуют: теплые вентилируемые помещения для содержания собак и кошек (в течение года температура в них должна поддерживаться в пределах от +16 градусов Цельсия до 25 градусов Цельсия), дезинфекционно-моечное помещение, морозильные камеры для временного хранения биологических отходов; контейнерная площадка, контейнеры для твердых бытовых отходов и контейнеры для биологических отходов; склад для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря.
В нарушение пункта 27 Правил отсутствует дезинфекционные барьеры при входе на территорию приюта для персонала и въезда для транспорта.
В нарушение пункта 16 Правил отсутствует специально отведенная площадка для выгула животных.
В нарушение пункта 32 в приюте при входе на стендах не размещены Правила поведения посетителей приюта, добровольцев (волонтеров), а также гуманитарной помощи от посетителей приюта.
В нарушение пункта 50 Правил договор по вывозу биологических отходов со специализированной организацией не заключен.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения прокурором города Мирного в отношении директора МКУ «********» МО «Город Мирный» ФИО1 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.2 КоАП РС(Я).
27 января 2021 г. постановлением старшего государственного инспектора Территориального подразделения Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Мирнинского района К.№ ... директор МКУ «********» МО «Город Мирный» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.2 КоАП РС(Я).
Факт совершения ФИО1 данного административного правонарушения подтверждается доказательствами, представленным в материалы дела: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 января 2021 г., также иными доказательствами, получившим оценку судьи по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Бездействия директора МКУ «********» МО «Город Мирный» ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 5.2 КоАП РС(Я), его действия образуют объективную сторону состава указанного административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения и иной оценки представленных доказательств, были предметом проверки судьи первой судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения суда.
В частности довод жалобы об указании в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности в старой редакции пунктов 16 и 27 Правил, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в указанной части, подлежит отклонению.
Из анализа редакции указанных пунктов Правил следует, что изменения не несут существенное изменение требований в них содержащихся.
В частности в пункте 16 Правил в старой редакции норма имела второй абзац, в котором указывались высота ограждения не менее 2 метров, высоты забора вокруг места выгула животных, оборудование «антипобеговым» устройством, наличием фундамента, наличие ландшафта, покрытия для безопасного выгула и её эффективной уборки.
Следовательно, абзац второй пункта лишь конкретизировал требования к ограждению площадки для выгула собак и других животных.
Вместе с тем, абзац первый остался без изменений, в редакции, содержащей основное требование о площадке для выгула собак и других животных, который указан в постановлениях о возбуждении дела и о привлечении к административной ответственности.
Аналогичное обстоятельство имеет место в отношении пункта 27 Правил.
В старой редакции пункта 27 Правил требовал наличие дезинфекционного барьера лишь к входу в помещение для содержания собак и кошек, в новой же редакции добавлено требование также к выходу, заменен термин «дезинфекционный барьер» на «дезинфекционный коврик».
Таким образом, указанные изменения пунктов 16 и 27 Правил не ухудшают либо не улучшают положение привлекаемого должностного лица.
Иные положения Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 № 389, Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.12.2019 г. № 419, Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», также положение статьи 5.2 КоАП РС(Я) являлись действующими и на момент вынесения 27 января 2021 г. постановления о привлечении к административной ответственности, и не являлись утратившими свою силу либо измененными.
Довод жалобы о невозможности реализации средств субвенции в виду отсутствия в условиях Соглашения о передаче субвенций МО «Город Мирный» на осуществление расходов переданных отельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными» от 31.07.2020 № ... условия о проведении мероприятий по устройству приюта для животных в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства, подлежат отклонению.
Так, согласно пункту 1 названного Соглашения предметом Соглашения является передача субвенций МО «Город Мирный» Мирнинского района РС(Я) на осуществление расходов переданных отдельными государственных полномочий РС(Я) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с Соглашением об обязательствах Сторон при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований РС(Я) отельных государственных полномочий РС(Я) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2020 год между МО «Мирнинский район» и Департаментом ветеринарии РС(Я) № ... от 20.05.2020 г. в размере .......... руб.
В силу пункта 3.1.4 Соглашения в обязанности принимающей стороны субвенции входит направление субвенции, полученную в соответствии с условиями настоящего Соглашения, на организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
При этом пунктом 4.1 Соглашения указано о том, что расходование средств субвенции осуществляется в порядке установленном постановлением Правительства РС(Я) от 18.02.2015 г. № 31.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства РС(Я) от 18.02.2015 г. № 31 до 1 июля текущего года муниципальными районами и городскими округами представляются в Департамент сведения для определения потребности на получение субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год с указанием требуемых объемов субвенций на очередной финансовый год по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 2.11 постановления Правительства РС(Я) от 18.02.2015 г. № 31 муниципальные образования осуществляют постоянные расходы на отлов, транспортировку, лечебно-профилактические мероприятия, содержание животных без владельцев в приюте для животных, учет, маркирование, стерилизацию (кастрацию), умерщвление и уничтожение трупов животных без владельцев.
Из указанного следует, что в пункте 2.11 указаны виды постоянных расходов муниципального образования, которые являются ежегодными и указываются в сведениях для получения субвенции на очередной финансовый год.
При этом муниципальное образование вправе указать согласно пункту 2.2 названного постановлении Правительства РС(Я) до 1 июля текущего года муниципальными районами и городскими округами представляются в Департамент сведения для определения потребности на получение субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год с указанием требуемых объемов субвенций на очередной финансовый год.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о не принятии директором МКУ «********» МО «Город Мирный» достаточных мер для соблюдения требований законодательства к деятельности по обращению с животными без владельцев, правил организации деятельности приютов на территории Республики Саха (Якутия), установленных Правительством Республики Саха (Якутия), является правильным.
Иные доводы жалобы о не принятии судом во внимание доводов заявителя о принятии исчерпывающих мер по обеспечению надлежащей деятельности путем подачи письменных обращений в адрес Департамента ветеринарии РС(Я) о необходимости выделения средств на реконструкцию и/или устройство существующего объекта «Приют для животных» в соответствие федерального и регионального законодательства, также о том, что МКУ «********» г. Мирного не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе в области организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, являлись предметом исследования судьи районного суда и отклонены по основаниям, которые являются правильными.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, КоАП РС(Я), которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности пост. 5.2 КоАП РС(Я) соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в размере, предусмотренном санкцией ст. 5.2 КоАП РС(Я).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.2 КоАП РС(Я) в отношении должностного лица - директора муниципального казенного учреждения «********» муниципального образования «Город Мирный» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в 9 кассационный суд общей юрисдикции. Жалоба (протест) подается в 9 кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО3 Никодимов