Судья Алексеева Н.М. Дело № 7/2-97/2019
РЕШЕНИЕ
город Якутск 26 февраля 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алексеевой Н.В. в интересах Макарова И.К. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества «Сахатранснефтегаз» Макарова И.К., которым
постановлено:
Постановление зам.председателя Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Г.Г. от 03.12.2018 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, в отношении Макарова И.К. - генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника Алексеевой Н.В., действующей на основании доверенности от _______ г. № ..., прокурора Маркову Д.Р., суд
УСТАНОВИЛ:
23 марта 2018 года постановлением прокурора Республики Саха (Якутия) Пилипчук Н.Л. в отношении генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» Макарова И.К. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ в связи с неопубликованием сведений о плановых показателях финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и сведений об инвестиционных программах по транспортировке газа по трубопроводам на 2018 г., также размещением на сайте АО «Сахатранснефтегаз» недостоверной информации о тарифах по транспортировке газа по трубопроводам.
03 декабря 2018 г. заместителем председателя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Г.Г. вынесено постановление, которым генеральный директор АО «Сахатранснефтегаз» Макаров И.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
23 января 2019 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась защитник Алексеева Н.В., обратилась в интересах Макарова И.К. с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке ст.30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой просит отменить решение.
В обоснование жалобы указывает о рассмотрении дела должностным лицом административного органа с нарушением требований процессуальных норм. Также ссылается на отсутствие в действиях Макарова И.К. состава административного правонарушения, поскольку обязанность по размещению сведений отсутствовала в виду отсутствия утвержденных приказом ФАС России тарифов на 2018 г., в связи с чем плановые показатели расчетного размера выручки по регулируемым тарифам на могли быть размещены. Кроме того, полагает, что судом не принято во внимание, что генеральным директором были приняты все зависящие от него меры по раскрытию информации по выполняемым услугам, нарушение допущено по вине органов по регулированию тарифов. Также судом не учтено, что в силу локальных нормативных актов общества ответственным лицом является не генеральный директор, а назначенное должностное лицо. В жалобе автор также ссылается на отсутствие извещения о месте и времени рассмотрения дела в ГКЦ РС(Я) по месту жительства Макарова И.К., также проведения административного расследования.
В судебном заседании защитник Алексеева Н.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просит её удовлетворить.
В судебном заседании прокурор Маркова Д.Р. с доводами жалобы не согласилась, полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав, защитника привлекаемого лица и прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в результате проверки Прокуратурой Республики Саха (Якутия) деятельности АО «Сахатранснефтегаз» по соблюдению стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа, установлено нарушение требований п.22 Стандарта раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 872, также требований статей 8, 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Так, АО «Сахатранснефтегаз» не обеспечило публикацию сведений о плановых показателях финансово-хозяйственной деятельности на 2018 г.
Фактическое опубликование требуемых сведений размещено на сайте общества в период с 20 марта 2018 г. по 22 марта 2018 г.
Кроме того, в этот же срок не опубликованы сведения об инвестиционных программах по транспортировке газа по трубопроводам на 2018 г.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица общества – генерального директора Макарова И.К.
Фактические обстоятельства совершенного Макаровым И.К. административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, распечатками скриншотов с сайта АО АО «Сахатранснефтегаз», объяснением Макарова И.К., также другими доказательствами, которым должностным лицом и судьей городского суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Действия генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» Макарова И.К. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ не нарушен.
Между тем, считаю, что по делу имеются основания для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вышеназванная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Таким образом, применение ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Из материалов дела, усматривается, что нарушение требований п.22 Стандарта раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам было допущено должностным лицом в связи с тем, что вводимые с 01 июля 2018 г. тарифы на услуги по транспортировке газа по трубопроводам (магистральным газопроводам) и по газораспределительным сетям, не были утверждены Федеральной антимонопольной службе России.
Данное обстоятельство подтверждается письмом-запросом Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) от 16.04.2018 за исх. № 04-01ю-1267 и ответом на него Федеральной антимонопольной службы России от 14.05.2018 № АГ/34915/18.
При этом в связи с данным обстоятельством Макаровым И.К. направлялись письма в адрес руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. о внесении изменений в сроки размещения стандартов раскрытия информации по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам и информации об инвестиционных программах в сфере транспортировки газа.
Вместе с тем, генеральным директором был издан приказ о раскрытии информации по видам деятельности транспортировки природного газа по трубопроводам и в сфере теплоснабжения и водоотведения АО «Сахатранснефтегаз» от 06.04.2017 № 220-П, определены ответственные должностные лица, проведено обучение и повышение квалификации сотрудников.
Сведений о том, что Макаров И.К. ранее привлекался к административной ответственности за нарушение требований о раскрытии информации в материалах дела, не имеется.
В материалах дела сведений о том, что нарушения требований законодательства могли повлечь существенное нарушение общественных правоотношений, вред интересам граждан, не установлено.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу названной статьи оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При указанных обстоятельствах, полагаю, что в данном случае имеются основания для применения положения закона об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя председателя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Г.Г. от 03 декабря 2018 г. и решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества «Сахатранснефтегаз» Макарова И.К. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева