ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2-98/20 от 27.02.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Винокуров С.С. дело 7/2-98/2020

12-18/2019

РЕШЕНИЕ

город Якутск 27 февраля 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев жалобу начальника отдела (пограничной комендатуры) в г.Тикси Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району З. на решение Усть-Янского районного суда РС (Я) от 27.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, в отношении Томского К.Д., _______ года рождения,

установил:

08.11.2019 постановлением начальника отдела (пограничной комендатуры) в г.Тикси ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Томский К.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.

27.12.2019 решением Усть-Янского районного суда РС (Я) указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РС (Я), должностное лицо, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением процессуальных требований, просит его отменить с направлением дела на новое рассмотрение либо с прекращением производства на основании ст.2.9 и п.6 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного органа Годин Е.В. поддержал доводы жалобы.

Защитник привлекаемого лица Колмогоров Е.В. просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.18.2 КоАП РФ ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо проведение массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а равно содержание или выпас скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны без разрешения пограничных органов либо с разрешения таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо нарушение порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трёхсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с п.11 Правил пограничного режима, утверждённого приказом ФСБ РФ от 07.08.2017 № 454 хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, в том числе взлёт, посадка и стоянка сверхлёгких воздушных судов, беспилотных воздушных судов, безмоторных летательных аппаратов, не имеющих механического привода, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, охота, содержание и выпас скота осуществляются в пограничной зоне, установленной шириной менее пяти километров, в пятикилометровой полосе местности, на островах на пограничных реках, озерах и иных водных объектах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности (за исключением работ оборонного значения и работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или особо опасными инфекционными болезнями), - на основании разрешения пограничного органа или подразделения пограничного органа.

Вместе с тем, исходя из п.13 Правил пограничного режима, утверждённого приказом ФСБ РФ от 07.08.2017 № 454 разрешение на хозяйственную деятельность или уведомление о ней пограничного органа или подразделения пограничного органа не требуется лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, при осуществлении ими традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Томский К.Д. с целью выпаса оленей 11.09.2019 в 16 час. 30 мин. (время Якутское) находился в пограничной зоне в районе Ванькина Губа Усть-Янского района РС (Я), в месте усреднённых географических координатах 72?13"196" северной широты и 140?07"153" восточной долготы, и в нарушение правил ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности осуществлял сбор палеонтологических остатков мамонтовой фауны. В связи с этим, в отношении него начальником отделения пограничной комендатуры составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела по жалобе защитника привлекаемого лица Колмогорова Е.В., суд, указывая о том, что сбор бивней мамонта является видом пользования природными ресурсами коренных малочисленных народов Севера, поэтому иных разрешений при имеющейся лицензии на сбор бивней мамонта, от Томского К.Д. не требовалось, отменил постановление должностного лица и прекратил административное дело в виду отсутствия состава правонарушения.

В соответствии с приказом ФСБ РФ от 14.04.2006 № 152 «О пределах пограничной зоны на территории Республики Саха (Якутия)» пограничная зона на территории Республики, прилегающая к морскому побережью Россий, установлена в пределах: в муниципальном образовании «Усть-Янский улус (район)» - территории сельских поселений Омолойский национальный наслег, Туматский национальный наслег, Усть-Янский национальный наслег, Юкагирский национальный наслег, городского поселения посёлок Нижнеянск, а на межселённых территориях указанных муниципальных образований - полосы местности шириной 25 км вдоль морского берега РФ.

Усть-Янский муниципальный район (улус) (с.Хайыр Омолойского национального сельского поселения (наслега), с.Тумат Туматского национального сельского поселения (наслега), с.Сайылык Силянняхского национального сельского поселения (наслега), с.Казачье Казачинского национального сельского поселения (наслега), с.Усть-Янск Усть-Янского национального сельского поселения (наслега), с.Юкагир Юкагирского национального (кочевого) сельского поселения (наслега), с.Уянди Уяндинского национального сельского поселения (наслега) входят в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р.

В соответствии с п.7 ст.1 Закона РС (Я) от 16.06.2005 250-З № 507-III «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны» попутный сбор бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны - вид пользования природными ресурсами коренных народов РС (Я), в том числе коренных малочисленных народов Севера, в процессе традиционной хозяйственной деятельности на земельных участках населения и хозяйствующих субъектов РС (Я) в целях получения дополнительного дохода, направленный на защиту их исконных прав, а также на ограничение неконтролируемого и неправомерного сбора бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны в труднодоступных местах северных районов РС (Я).

В соответствии с имеющейся лицензией на пользование недрами, выданной управлением по недропользованию по РС (Я) от 07.07.2016, родовая община «********» сроком до 30.10.2021 в соответствии со ст.22 Закона РС (Я) от 16.06.2005 250-З № 507-III «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны» имеет право производить на закреплённом за ним земельном участке попутный сбор бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны, а также заключать с физическими и юридическими лицами договоры купли-продажи бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны в коммерческих целях и поставлять им это сырьё или использовать собранный материал иным способом.

В силу указанных положений представитель коренного малочисленного народа Севера - Томский К.Д. (******** по национальности) в процессе традиционной хозяйственной деятельности был вправе осуществлять попутный сбор бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны, в том числе и в пограничной зоне.

При таких данных, вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения является законным и обоснованным.

При установленных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, содержание объяснений привлекаемого лица и свидетелей, отсутствие даты трудового договора юридического значения не имеют.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (ст.29.5 КоАП РФ).

В соответствии с п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, судам разъяснено, при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч.3 ст.28.6 и ст.29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

В постановлении об административном правонарушении (стр.6) указана местность в районе Чокурдах (нежилое) Ванькина Губа Усть-Янского района (пограничная зона). В этой связи территориальная подсудность рассмотрения жалобы не нарушена.

Оснований для прекращения дела в связи с пропуском срока давности у суда не имелось, поскольку дело об административном правонарушении должностным лицом было рассмотрено до его истечения.

Неявка в суд привлекаемого лица и (или) должностного лица, вынесшего постановление об административном правонарушении, извещённых о месте и времени судебного заседания при отсутствии ходатайств об отложении не препятствовало рассмотрению судом жалобы в отсутствии указанных лиц.

Ссылки в жалобе о нарушении правил и сроков направления копии решения на законность и обоснованность решения суда от 27.12.2019 года не влияют, каких-либо ограничений прав участников административного судопроизводства не повлекли.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не допущено.

С учётом изложенного оснований для отмены судебного решения и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.2 КоАП РФ в отношении Томского К.Д. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья В.С. Протодьяконов