ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2021-139 от 08.04.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья: Загаров И.Н. Дело № 7/21 – 139

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома «08» апреля 2021 г.

Судья Костромского областного суда Шинкарь И.А.,

с участием представителя административной комиссии в городском округе г. Кострома Ч.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «УК Жилсервис» Х. на решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 10 марта 2021 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии в городском округе г. Кострома от 03.02.2021 г. ООО «УК Жилсервис» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 2.11 и ч.2 ст. 2.1 Закона Костромской области от 20.04.2019 г. N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях" и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 10.03.2021 г., принятым по жалобе защитника ООО «УК Жилсервис» В., постановление административной комиссии в городском округе г. Кострома от 03.02.2021 г. изменено, действия ООО «УК Жилсервис» переквалифицированы с ч.4 ст. 2.11 на ч.3 ст. 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях" и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей, в остальном постановление оставлено без изменения.

В жалобе генеральный директор ООО «УК Жилсервис» Х. выражает свое несогласие с постановлением административного органа и с решением судьи, полагая их незаконными, подлежащими отмене, а производство по делу прекращению, в связи с недоказанностью, отсутствием события и состава административного правонарушения. Из жалобы следует, что общество не согласно с мотивами суда, по которым суд не удовлетворил жалобу, по делу неверно были установлены фактические обстоятельства, не согласно с оценкой данной судьей доводам, приведенных в жалобе на постановление административного органа, кроме того была произведена неверная квалификация действий ООО «УК Жилсервис».

Генеральный директор ООО «УК «Жилсервис» Х., будучи своевременно и надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Заслушав представителя административной комиссии в городском округе г. Кострома Ч., полагавшего решение судьи оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 ст. 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за несвоевременную очистку или отсутствие в установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, контейнеров, бункеров-накопителей, на контейнерной площадке или вокруг нее, если эти нарушения не подпадают под действие положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 ст. 2.1 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16.12.2020 г. в 15.32, в ходе осмотра территории <адрес> выявлено нарушение, выразившееся в том, что ООО «УК «Жилсервис», обслуживающее контейнерную площадку по адресу <адрес> у <адрес>, не организовало проведение ежедневной до 13.00 уборки контейнерной площадки и прилегающей территории от мусора. На территории, прилегающей к вышеуказанной контейнерной площадке, на расстоянии до 3 м расположен мусор, что нарушает ч.5 ст. 5, п. 14 ч.1 ст. 4.1 Правил благоустройства территории г. Костромы, утвержденных решением Думы г. Костромы №60 от 25.04.2013 г. Кроме этого ООО «УК «Жилсервис» не приняло своевременных мер по надлежащему содержанию контейнерной площадки в соответствии с установленными нормативными требованиями (ограждение местами деформировано, контейнеры требуют ремонта, имеют повреждения, на площадке не размещена информация о собственнике контейнерной площадке, о хозяйствующем субъекте, осуществляющим содержание площадки, о субъекте, осуществляющем вывоз ТБО, график вывоза отходов), что нарушает ч.ч. 11,12 ст. 5 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25.04.2013 г. №60.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 4.1 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 N 60 (далее Правила благоустройства), границы прилегающей территории определяются в отношении территории общего пользования в метрах в следующем порядке:

- для мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, если земельный участок под таким местом (площадкой) не образован или границы его местоположения не уточнены (ограждение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и внутренняя граница прилегающей территории является их общей границей), - 3 метра по периметру от ограждения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Уборка контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий от мусора, с учетом положений пункта 14 части 1 статьи 4.1 настоящих Правил, осуществляется ежедневно до 13.00 часов (ч.5 ст. 5 Правил благоустройства).

Согласно ч. 11, ч. 12 ст. 5 Правил благоустройства, контейнерные площадки должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, иметь твердое асфальтовое, бетонное покрытие, покрытие из тротуарной плитки или иное водонепроницаемое покрытие и содержаться в чистоте, должны иметь с трех сторон исправное и окрашенное ограждение высотой не менее 1,5 метров, уклон в сторону проезжей части с удобным круглогодичным подъездом для транспорта. Размер контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, евроконтейнеров, контейнеров заглубленного типа, но не более десяти, и включать в себя место для складирования крупногабаритных отходов, за исключением случаев складирования крупногабаритных отходов в бункер-накопитель.

Контейнеры, евроконтейнеры, контейнеры заглубленного типа и бункеры-накопители должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и содержаться в технически исправном состоянии. Контейнеры, евроконтейнеры и бункеры-накопители должны быть покрашены. На контейнерной площадке должна быть размещена информация, содержащая: сведения о собственнике контейнерной площадки и об обслуживаемых объектах потребителей, сведения о хозяйствующем субъекте, осуществляющем содержание контейнерной площадки, сведения (в том числе контактные телефоны) о хозяйствующем субъекте, осуществляющем вывоз отходов, график вывоза отходов.

Рассматривая жалобу, судья районного суда правильно подтвердил вывод о виновности ООО «УК «Жилсервис», который основан на совокупности исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 20.01.2021 г., заданием на проведение планового осмотра территории от 16.12.2020 г., актом планового осмотра территории от 16.12.2020 г. с фотоматериалом, сведениями из реестра контейнерных площадок, сведениями от Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы и ООО «Экотехноменеджмент» об обслуживании ООО «УК «Жилсервис» контейнерной площадки по адресу <адрес> у <адрес>, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «УК «Жилсервис», фотоснимками об устранении нарушений со стороны ООО «УК «Жилсервис».

Доводы настоящей жалобы о невиновности ООО «УК «Жилсервис» по своему содержанию повторяют доводы первоначальной жалобы и направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Данным доводам судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для её переоценки по имеющимся в деле доказательствам не имеется.

Статья 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. N 1039 утверждены «Правила обустройства мест накопления твёрдых коммунальных отходов» (далее Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

В соответствии с пунктами 3,4 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления

Кроме этого в соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ и пунктом 26(1) минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядка их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.2013 г. N 290, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО обеспечивается управлением многоквартирного дома.

Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

В случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Требования к организации сбору и вывозу мусора, в частности к оборудованию и содержанию контейнерных площадок установлены статьей 5 Правил благоустройства территории г. Костромы, утвержденных Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 N 60.

Пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, зарегистрированных в Минюсте РФ 15.10.2003 года N 5176, прямо устанавливает для организации по обслуживанию жилищного фонда обязанность обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, следует обязанность обслуживающей организации по содержанию мест (площадок) накопления ТКО и прилегающей к ним территории.

Из материалов дела следует, что обслуживанием контейнерной площадки у <адрес> занимается ООО «УК «Жилсервис», что также следует и из маркировки на контейнерах.

В акте планового осмотра территории от 16.12.2020 г. с фотоматериалом объективно отражено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу <адрес>, не содержится в надлежащем состоянии. Ограждение данной контейнерной площадки местами деформировано, местами оторвано, требует ремонта. Один контейнер на площадке имеет механическое повреждение (сквозная дыра), требует ремонта. Контейнеры имеют местные разрушения красочного слоя, повреждены коррозии, требуют покраски.

На данной контейнерной площадке не размещена информация, содержащая сведения о хозяйствующем субъекте, осуществляющем содержание контейнерной площадки. Не произведена ежедневная уборка мусора до 13.00 с территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории на расстоянии до 3-х метров от площадки. Внутри контейнерной площадки и на прилегающей территории к площадке на расстоянии до 3-х метров от площадки расположен мусор в виде: пачек от сигарет, бумаги, упаковок от балеток, полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, автомобильной покрышки бывшей в употреблении, картона, письменного однотумбового стола.

Из материалов дела следует, что самим обществом в адрес регионального оператора ООО «ЭкоТехноМенеджмент» предоставлялась информация об указанной контейнерной площадке и она является объектом вывоза ТКО для ООО «ЭкоТехноМенеджмент».

Согласно сведений, предоставленных Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы контейнерная площадка, расположенная в районе <адрес> находится на содержании и обслуживании ООО «УК «Жилсервис» и включена в реестр мест накопления ТКО.

Согласно реестра контейнерных площадок, размещенного на официальном сайте администрации г. Костромы в сети Интернет, за ООО «УК «Жилсервис» закреплена контейнерная площадка по адресу <адрес>, территория – городская, площадь – 17,6 кв. м., количество контейнеров -4 и отсек для КГМ.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении представителем управляющей компании не оспаривались.

Таким образом, ранее закрепленное место размещения контейнерной площадки для ООО «УК «Жилсервис» с учетом соблюдения санитарных норм и правил на территории общего пользования сохранилось и до настоящего времени. В силу указанных положений закона обязанность управляющей компании к организации сбора ТКО, оборудованию и содержанию контейнерной площадки не связывается с включением контейнерной площадки в общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме или оформления каких либо прав собственников на земельный участок, где расположена это площадка.

ООО «УК «Жилсервис» несет обязанность как управляющая компания организовать и содержать место сбора ТКО в соответствии с действующим законодательством, а также Правилами благоустройства территории г. Костромы. Сведений о том, что указанная контейнерная площадка на моменты выявления правонарушения передавалась на обслуживание иной организации в материалах дела не имеется и со стороны ООО «УК «Жилсервис» не преджставлено.

Доводы жалобы о нарушении должностными лицами УМИ Администрации г. Костромы положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в ходе планового (рейдового) осмотра являются несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ допускает осуществление контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами путем проведения плановых (рейдовых) осмотров (ст. 13.2 Закона).

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 ст. 8.3 Закона).

В данном деле факт нарушений требований Правил благоустройства территории города Костромы выявлен должностным лицом УМИ Администрации г. Костромы на открытой к доступу для неограниченного круга лиц территории в рамках рейдового мероприятия, утвержденного руководителем органа муниципального контроля.

Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

На момент выявления административного правонарушения взаимодействия административного органа и юридического лица не требовалось.

В отношении вмененного нарушения в виде отсутствия сведений (в том числе контактные телефоны) о хозяйствующем субъекте, осуществляющем вывоз отходов, график вывоза отходов прихожу к следующему.

В соответствии с ч.ч. 11, 12 ст. 5 Правил благоустройства на контейнерной площадке должна быть размещена информация, содержащая: сведения о собственнике контейнерной площадки и об обслуживаемых объектах потребителей, сведения о хозяйствующем субъекте, осуществляющем содержание контейнерной площадки, сведения (в том числе контактные телефоны) о хозяйствующем субъекте, осуществляющем вывоз отходов, график вывоза отходов.

Из содержания указанных положений Правил благоустройства не следует прямая обязанность именно для обслуживающей контейнерную площадку организации размещать на контейнерной площадке сведения (в том числе контактные телефоны) о хозяйствующем субъекте, осуществляющем вывоз отходов, график вывоза отходов, поскольку в силу действующего законодательства организацией вывоза ТКО занимается региональный оператор.

При указанных обстоятельствах, прихожу к выводу, что доводы жалобы в этой части являются обоснованными и вменение в вину ООО «УК «Жилсервис» указанного нарушения подлежит исключению.

В остальной части при всех указанных обстоятельствах оснований для переоценки состоявшихся решений о виновности ООО «УК «Жилсервис» по доводам, изложенным в жалобе, не имеется. Фактические обстоятельства по делу судьей установлены верно, оценка доказательствам дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление вынесено надлежащим органом, в пределах его полномочий. Решение принято правомочным на это судьей. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения, по данному делу не допущено.

Действия ООО «УК «Жилсервис» квалифицированы правильно.

Требования ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ при признании общества виновным в совершении административного правонарушения соблюдены. Доказательств невозможности исполнения требований законодательства обществом не представлено.

Назначение ООО «УК «Жилсервис» административным органом наказания в соответствии с положениями ст. 4.4 КоАП РФ является правомерным, изменение судьей районного суда квалификации правонарушения с ч.4 ст. 2.11 на ч.3 ст. 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях" мотивировано. Судьей правильно указано, что в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют в описании объективной стороны правонарушения обязательные признаки повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 10.03.2021 г. в отношении ООО «УК «Жилсервис» изменить, исключить из числа вмененных нарушений отсутствие на контейнерной площадке сведений (в том числе контактные телефоны) о хозяйствующем субъекте, осуществляющем вывоз отходов, график вывоза отходов.

В остальном решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 10.03.2021 г. оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «УК «Жилсервис» Х. – без удовлетворения.

Судья Шинкарь И.А.