ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2021-369 от 15.06.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья: Синицына О.Р. Дело № 7/21-369

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома «15» июня 2022 г.

Судья Костромского областного суда Шинкарь И.А.,

с участием представителя отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областях Ростехнадзора Г.,

защитника директора ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. по доверенности Ш.,

рассмотрев жалобу и.о. начальника отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областях Ростехнадзора Р. на решение судьи Нерехтского районного суда Костромской области от 11.03.2022 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. начальника отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областях Ростехнадзора от 07.10.2021 г. директор ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Нерехтского районного суда Костромской области от 11.03.2022 г., принятое по жалобе директора ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С., постановление должностного лица Ростехнадзора от 07.10.2022 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В жалобе на решение судьи и.о. начальника отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областях Ростехнадзора Р. выражает свое несогласие с ним, полагает его подлежащим отмене, не соответствующим обстоятельствам дела. Из жалобы следует, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. В типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок в графе «дата начала проведения проверки» указывается только календарный месяц начала проведении проверки. Проверка в отношении ЧУ «ОЛ «Электроник» запланирована с указанием календарного месяца, начала проведении проверки – июль 2021 г. сроком проведения 7 дней, о чем имеется информация на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Информация о проведении плановой проверке в отношении ЧУ «ОЛ «Электроник» внесена в раздел «Единый реестр проверок» на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ учетный . Генеральной прокуратурой РФ с 01.07.2021 г. введена в промышленную эксплуатацию федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Данный реестр создан на базе федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», которая продолжит функционирование в качестве подсистемы. Приказом ЦУ Ростехнадзора от 14.07.2021 г. внесены изменения о проведении проверок в том числе и в отношении ЧУ «ОЛ «Электроник» и размещен на официальном сайте Управления. 20.07.2021 г. контролируемое лицо ЧУ «ОЛ «Электроник» было уведомлено о проведении выездной проверки, в установленные законодательством сроки, о чем имеется отметка в решении и не оспаривается заявителем. Считает, что Управлением Ростехнадзора не были допущены нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), которые могли бы послужить основанием для отмены постановления.

Заслушав представителя отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областях Ростехнадзора Г., поддержавшую доводы жалобы, защитника Ш., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в ходе плановой проверки ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» в период с 22.07.2021 г. по 28.07.2021 г. должностными лицами Ростехнадзора в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности выявлены нарушения требований промышленной безопасности в процессе осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта III класса опасности: «Сеть газопотребления ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник», рег. № А17-04071-0001, по адресу: Костромская область, Костромской район, Чернопенское сельское поселение, 1500 м на север от д. Лунево и зафиксированные в акте от 28.07.2021 г.

Судья районного суда, отменяя постановление по делу об административном правонарушении, пришел к выводу о некорректности проведенной плановой проверки в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник», приводя мотивы о том, что должностные лица ЦУ Ростехнадзора изменили ранее установленные сроки проведения проверки и расширили перечень предмета контрольного мероприятия, чем нарушили принципы государственного контроля.

В свою очередь при оценке обстоятельств и доказательств по делу судьей не учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для всестороннего, полного и правильного рассмотрения дела.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Федеральный закон N 248-ФЗ), который установил новые правила проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2021 г.

В силу п. 7 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ с 1 июля 2021 года, плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч.8 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ).

Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» была проведена с целью исполнения утвержденного 29.12.2021 г. плана проведения плановых проверок на 2021 г., который в соответствии с п. п. 6 и 6.1 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ был согласован с органом прокуратуры на предмет законности включения в него объектов, в отношении которых будут проводиться контрольно - надзорные мероприятия и размещен на официальном сайте в сети Интернет.

Информация о проведении плановой проверке в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» была внесена в раздел «Единый реестр проверок» на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ под учетным номером 002104999723, срок проведения 7 дней.

Данные обстоятельства по делу сторонами не оспаривались.

Таким образом, законность включения ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» в план проверок на 2021 год подтверждена согласованием данной проверки с соответствующим органом прокуратуры. Требования Федерального закона N 294-ФЗ в части оснований и периодичности проведения проверки со стороны ЦУ Ростехнадзора соблюдены полностью.

Порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок на 2021 год установлен Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила).

В силу части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ ежегодный план проведения проверок должен содержать в том числе, сведения, касающиеся даты начала и срока проведения каждой плановой проверки.

Форма, в соответствии с которой составлялся ежегодный план, установлена в Приложении к указанным Правилам. Согласно названной форме в ежегодном плане указывается календарный месяц начала проведения проверки и срок ее проведения. Указание в плане конкретной даты начала проведения проверки законодательством не предусмотрено.

Таким образом, имеющийся в материалах дела план проверок ЦУ Ростехнадзора на 2021 г. соответствовал типовой форме, предусмотренной указанными Правилами, в том числе по сроку её проведения.

В соответствии с приказом руководителя ЦУ Ростехнадзора от 14.07.2021 г. в связи с п.6 ст. 2 Федерального закона N 248-ФЗ на основании изменений, внесенных в ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в ст. 32 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" (вместе с "Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности") внесены изменения в план проведения проверок на 2021 г. в части изменения редакций, описывающих цель проверки.

Согласно Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются:

- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

Согласно материалам дела в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» фактически цель, предмет и объект проверки – федеральный государственный надзоре в области промышленной безопасности на объекте «Сеть газопотребления» ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» - не изменялись.

Проверка в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» проведена на основании решения руководителя ЦУ Ростехнадзора от 15.07.2021 г. в соответствии с требованиями ст. 64 Федерального закона N 248-ФЗ, срок проверки установлен с 22 по 28 июля 2021 г.

Информация об этом была размещена в ФГИС «Единый реестр проверок» на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 указанного закона.

Согласно материалам дела ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия 20.07.2021, то есть в рамках срока, установленного ч. 6 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ.

Принимая во внимание вышеуказанное вывод судьи районного суда о некорректности проведенной плановой проверки вследствие изменения сроков проведения проверки и расширения предмета контрольного мероприятия является преждевременным, сделанным без учета названных обстоятельств.

Следует также отметить, что согласно ст. 91 Федерального закона N 248-ФЗ результаты контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля признаются недействительными. Аналогичные положения изложены и в ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ.

В тоже время, в обжалуемом решении судьи отсутствует категоричный вывод о недействительности результатов проверки и недопустимости их как доказательств по делу. Вывод в решении о некорректности проведенной проверки таким критерием не является.

Помимо этого, защитником Ш. при рассмотрении жалобы утверждалось, что директор ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. не была извещена о месте и времени рассмотрения дела 07.10.2021 г.

Судьей в решении дана оценка этому доводу, как необоснованному, поскольку в деле имеется отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, свидетельствующий о наличии отметки о вручении почтового отправления 06.09.2021 г. адресату.

В соответствии с ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В целях документального подтверждения получения заказного письма директором ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. при рассмотрении жалобы судьей районного суда не проверялось наличие уведомления с подписью С. о получении ею копии определения от 13.08.2021 г., учитывая то обстоятельство, что первоначальное определение от 02.08.2021 г. ей получено не было.

При рассмотрении настоящей жалобы по данному вопросу представитель отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областях Ростехнадзора Г. пояснить не смогла.

При всех указанных обстоятельствах прихожу к выводу, что обжалуемое решение судьи не отвечает в полной мере требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, а рассмотрение дела не соответствует требованиям ст. 24.1 КоАП РФ.

В силу вышеуказанного, а также положений ст. 30.7 КоАП РФ обозначенные выше обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных требований закона, которое не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет за собой отмену решения судьи и возвращение дела на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ (правонарушение совершено 28.07.2021 г.) не истек.

При новом рассмотрении дела необходимо дать оценку всей совокупности доказательств, представленных в дело.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Нерехтского районного суда Костромской области от 11 марта 2022 г. в отношении директора ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Нерехтский районный суд Костромской области.

Судья Шинкарь И.А.