ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/2021-831 от 04.09.2018 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья: Виноградов В.В. № дела 7/21-831

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 04 сентября 2018 года

Судья Костромского областного суда Кадочникова Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 на решение судьи Галичского районного суда Костромской области от 25 июля 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении ОГБУ «Костромаавтодор» по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением ст. государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области ФИО2 от 26 июня 2018 года ОГБУ «Костромаавтодор» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Галичского районного суда Костромской области от 25 июля 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, направленной в Костромской областной суд, директор ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 выражает несогласие с решением судьи, указывая, что ОГБУ «Костромаавтодор» привлечено к административной ответственности в связи с тем, что Галичский филиал ОГБУ «Костромаавтодор» на прибрежной защитной полосе реки Челсма на расстоянии 19.5 м. от уреза воды разместил площадку для складирования строительных материалов, в результате чего был нарушен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта. Однако, песок был складирован на площадке отдыха, являющейся элементом автомобильной дороги, что подтверждается проектом организации дорожного движения и обустройства. Площадка обозначена соответствующими дорожными знаками, имеет твердое покрытие, что исключает попадание грунта в водоем. Площадка используется для выполнения государственного задания и уставной деятельности Учреждения. Данное обстоятельство оставлено без внимания. Полагает, что в данной ситуации производство по делу подлежит прекращению. В случае несогласия с данными доводами, просит снизить размер назначенного штрафа до максимально возможного предела. Выплатить штраф Учреждение может только из источника «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность». По данному источнику денежных средств на настоящий момент нет, и имеется задолженность в размере 96 110 765, 20 руб. Просит применить ст. 4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании Костромского областного суда директор ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 доводы жалобы поддержал, указав, что действиями ОГБУ «Костромаавтодор» ущерба не причинено, песок размещен на площадке, принадлежащей ОГБУ «Костромаавтодор» и являющейся частью автодороги. Площадка имеет твердое покрытие, что исключает попадание размещенного там песка в водный объект. Кроме того, каких-либо знаков, указывающих на то, что данная зона является природоохранной, не имеется. Площадка размещается также в природоохранной зоне, однако никаких претензий по данной площадке ОГБУ «Костромаавтодор» не предъявлялось. Поскольку площадка, оборудованная знаком «Место отдыха», является частью автодороги, то решение о размещении там песка при ремонте дороги, является законным. Полагает, что в действиях ОГБУ «Костромаавтодор» отсутствует состав правонарушения. В случае несогласие с его доводами, просит снизить размер назначенного штрафа, т.к. ущерб не причинен, песок с данной площадки уже убрали.

Представители Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2 и ФИО3 с доводами жалобы не согласились, указав, что ОГБУ «Костромаавтодор» разместило размываемые грунты- песок в районе прибрежной защитной полосы водного объекта, которая в указанном месте составляет около 28 метров. Для размещения размываемых грунтов в данном месте необходимо согласование с Управлением Федерального агентства по рыболовству, т.к. в районе прибрежной защитной полосы водного объекта действуют дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Материалами дела подтверждается совершение правонарушения. Доводы о том, что песок был размещен на площадке, принадлежащей ОГБУ «Костромаавтодор» и являющейся частью автодороги, в связи с чем на площадке можно размещать, в том числе, строительные материалы для ремонта дороги, несостоятельны, к тому же размещение самой площадки в зоне защитной прибрежной полосы согласовано не было. Согласно утверждений директора ОГБУ «Костромаавтодор», данная площадка предназначена для отдыха и обозначена дорожными знаками, что исключает размещение на ней строительных материалов. Считают, что решение суда является законным и обоснованным. Вопрос о размере штрафа оставляют на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 65 Водного Кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.11 указанной статьи Водного Кодекса РФ, ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Виды ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе установлены частями 15, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Как следует из п.2 ч.17 указанной статьи Водного кодекса РФ, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается - размещение отвалов размываемых грунтов.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что положения ст. 65 Водного Кодекса РФ предполагают определенные ограничения при ведении хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии с ч.2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ, указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

То есть, данная правовая норма предписывает обязательное согласование любых работ, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, с органами государственной власти в области рыболовства.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения рейдового мероприятия по водоохранным зонам озер Галичское, Чухломское, протоков и истоков рек 07 июня 2018 года Московско-Окским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству России выявлено нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, а именно: в районе автомоста через р. Челсма автодороги Галич-Кострома ОГБУ «Костромаавтодор» допустило размещение на участке прибрежной защитной полосы у р. Челсма с правой стороны отвалов размываемых грунтов (песок) на расстоянии 19.5 м. от уреза воды правого берега рыбохозяйственного водоема (отвалы занимают площадь 15х15 метров и их максимальная высота составляет 6 метров), что может повлечь загрязнение, засорение реки, истощение вод, т.е. ОГБУ «Костромаавтодор» нарушило требования действующего водного законодательства и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 19 июня 2018 года; актом осмотра местности от 07 июня 2018 года на предмет соблюдения природоохранного законодательства; видеозаписью правонарушения; приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области № 540 от 07.12.2015 года «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Унжа, Немда, озера Галичское, с приложением № 3, согласно которого р. Челсма входит в бассейн озера Галичское, имеет ширину водоохранной зоны 200м., ширину прибрежной защитной полосы – при уклоне берега 3 и более градусов- 50м., при уклоне берега менее 3 градусов – 40м., при обратном уклоне – 30м., и другими материалами дела.

С учетом представленных доказательств судьей достоверно установлено, что ОГБУ «Костромаавтодор» при отсутствии необходимых согласований и разрешения разместило отвалы размываемых грунтов на прибрежной защитной полосе водного объекта р. Челсма, не обеспечив при этом охрану реки, и обоснованно признал постановление о привлечении ОГБУ «Костромаавтодор» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ законным и обоснованным.

Доводы жалобы директора ОГБУ «Костромаавтодор» об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, поскольку песок был складирован на площадке отдыха, являющейся элементом автомобильной дороги, имеющей твердое покрытие, что исключало попадание грунта в водоем, и площадка использовалась для выполнения государственного задания и уставной деятельности Учреждения, несостоятельны.

Как следует из представленных материалов и подтверждено видеозаписью, доказательств того, что площадка, на которой размещены отвалы размываемых грунтов, имеет твердое покрытие, не представлено, размываемые грунты (песок) размещены в зоне прибрежной защитной полосы (на расстоянии 19.5м. от уреза реки при ширине защитной полосы – 30м.) прямо на растительности, занимают площадь 15х15м., отвалы не ограждены и размещены под наклоном в сторону водного объекта, что не исключает попадание размываемых грунтов в водный объект.

Тот факт, что около площадки, где размещены отвалы размываемых грунтов, установлен знак «Место отдыха» не свидетельствует о том, что данная площадка может быть использована под складирование строительных материалов.

То обстоятельство, что в данном месте граница прибрежной защитной полосы р. Челсма не была обозначена специальным информационным знаком, что ОГБУ «Костромаавтодор» выполняет деятельность согласно государственного задания и своего Устава, не исключает обязанности ОГБУ «Костромаавтодор» по соблюдению водоохранного режима в границах прибрежной защитной полосы водного объекта.

Согласно положениям ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия объективных препятствий для исполнения ОГБУ «Костромаавтодор» действующих норм и правил, а также доказательств принятия им исчерпывающих мер для соблюдения требований водоохранного законодательства, в материалы дела не представлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного правонарушения, степень вины ОГБУ «Костромаавтодор», отсутствие наступления негативных последствий, устранение нарушения в виде размещения отвалов размываемого грунта, финансовое положение юридического лица, подтвержденное сведениями о состоянии лицевых счетов, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о наличии оснований для снижения административного штрафа до 100 тысяч рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление ст. государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области ФИО2 от 26 июня 2018 и решение судьи Галичского районного суда Костромской области от 25 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении ОГБУ «Костромаавтодор» изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер назначенного административного штрафа до 100 000рублей.

В остальном постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.

Судья: Кадочникова Е.В.