ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/21-435/2021 от 15.07.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Прыгунова Ю.С. № 7/21-435/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 15 июля 2021 года

Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации Буйского муниципального района Костромской области А. на решение судьи Буйского районного суда Костромской области от ***,

вынесенное по жалобе главы Администрации Буйского муниципального района Костромской области А. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области Ш.*** от *** о привлечении Администрации Буйского муниципального района Костромской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области Ш.*** от *** Администрация Буйского муниципального района Костромской области привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащегося в исполнительном листе, выданном *** Буйским районным судом Костромской области на основании решения по делу ***, вступившему в законную силу ***, требования о предоставлении Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района Костромской области, отвечающего указанным в решении суда требованиям, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Данным постановлением Администрации Буйского муниципального района Костромской области назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***.

Не согласившись с вынесенным постановлением, глава Администрации Буйского муниципального района Костромской области А. обратился в Буйский районный суд Костромской области с жалобой о его отмене и о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения, а именно вины администрации в допущении противоправного бездействия.

Решением судьи Буйского районного суда Костромской области от *** указанное постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области Ш.*** от *** оставлено без изменения, жалоба главы Администрации Буйского муниципального района Костромской области А. - без удовлетворения.

Глава Администрации Буйского муниципального района Костромской области А., обратившись в областной суд с жалобой на указанное решение судьи Буйского районного суда Костромской области, в жалобе просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с необоснованным привлечением администрации Буйского муниципального района к административной ответственности, приводя в качестве обоснования ранее выдвигаемые доводы при обжаловании в суд постановления по делу об административном правонарушении. А именно, ссылаясь на статью 136 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Также указывает, что Администрация от исполнения судебного решения не уклоняется и не проявляет явного бездействия, решение суда не исполнено по уважительным причинам. Требования взыскателя включены Администрацией в специальную сводную очередь по дате вынесения решения, наряду с другими аналогичными исполнительными документами, предъявленными иными взыскателями ранее, что корреспондирует общеюридическим принципам разумности и справедливости и не противоречит закону, так как с явной очевидностью должник не в состоянии удовлетворять подобные требования всех взыскателей одновременно. Считает, что поскольку данный исполнительный документ не относится к документам немедленного исполнения, а срок исполнения своего решения суд также не устанавливал, поэтому оно должно быть исполнено в разумные сроки. Тот срок, в течение которого судебный пристав обязала должника выполнить требование исполнительного документа по своей продолжительности явно недостаточен и не соответствует принципу разумности. Более того, имея возможность обеспечить взыскателя жильем, но, выполнив требование этого исполнительного документа вопреки указанной очереди, Администрация тем самым нарушила бы права других взыскателей, предъявивших аналогичные требования в более ранний период. Считает, что поэтапное исполнение судебных решений в порядке очередности предъявления исполнительных документов, свидетельствует о том, что Администрация, продвигая эту очередь, принимает достаточные посильные меры к исполнению возложенного на нее обязательства в разумные сроки, а, следовательно, виновных действий либо бездействия, которые могут служить основанием для привлечения ее к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, она не допустила. Кроме того, указывает, что при вынесении решения судом не учтены представленные Администрацией доказательства о фактическом исполнении решения по предоставлению Н. жилого помещения в ***. Так, ***Н., находящемуся в ***, по электронной почте было направлено уведомление о предоставлении жилого помещения, *** от него поступил отказ от заключения договора найма на предоставленную квартиру.

Администрация Буйского муниципального района Костромской области, будучи надлежащим образом извещена о судебном заседании, направила в суд заявление о проведении слушания без участия представителя администрации.

Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области, будучи надлежащим образом извещена о судебном заседании, в судебное заседание представителя не направил, иных письменных пояснений и возражений в суд не представил.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, прихожу следующим выводам.

Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункта 1 статьи 6 Закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В соответствии со статьей 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вина Администрации Буйского муниципального района Костромской области в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ полностью подтверждена материалами дела, делом об административном правонарушении ***, протоколом об административном правонарушении от ***.

В рамках возбужденного *** заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области К. на основании исполнительного листа, выданного *** Буйским районным судом Костромской области, исполнительного производства в отношении должника Администрации Буйского муниципального района Костромской области об обязании предоставить Н. на основании договора найма специализированное жилое помещение, отвечающее указанным в решении суда требованиям, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения *** постановления о взыскании исполнительского сбора, требование о представлении жилого помещения исполнено не было.

Как видно из материалов дела решение Буйского районного суда Костромской области от *** о предоставлении Н. жилого помещения вступило в законную силу ***, по делу *** выдан исполнительный лист. Исполнительное производство возбуждено ***, Администрации Буйского муниципального района Костромской области предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Постановление о взыскании с Администрации Буйского муниципального района Костромской области исполнительского сбора, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено ***. Решение суда после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в установленный срок исполнено не было. *** судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области О. в адрес должника Администрации Буйского муниципального района Костромской области выставлено требование в срок до *** исполнить судебное решение, предоставить Н. на основании договора найма специализированное жилое помещение, отвечающее указанным в решении суда требованиям, которое исполнено не было.

На основании чего, в рамках исполнительного производства должностное лицо и судья районного суда, проверившая законность вынесенного постановления, обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях Администрации Буйского муниципального района Костромской области имеется состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что Администрация Буйского муниципального района Костромской области от исполнения судебного решения не уклоняется и не проявляет явного бездействия, о чем свидетельствует поэтапное исполнение судебных решений в порядке очередности предъявления исполнительных документов, не опровергают выводов судьи о наличии в действиях Администрации Буйского муниципального Костромской области состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Напротив, исходя из позиции Администрации Буйского муниципального района Костромской области просто исполняющей решения суда в порядке очередности, как видимо, в зависимости от наличия свободных денежных средств или от получения денег, следует пассивное неисполнение решения суда, когда администрацией никаких действенных мер по исполнению решения суда не предпринимается.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела не следует, что Администрацией Буйского муниципального района Костромской области приняты какие-либо меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Так, Администрация в какие-либо компетентные органы с просьбой об обеспечении финансирования, об оказании содействия в решении вопроса о выделении денежных средств для исполнения решения суда не обращалась, иных мер по получению дополнительных средств на приобретение жилого помещения, изысканию собственных материальных ресурсов не предпринимала.

Вместе с тем, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления касаются отношений между субъектом и органом местного самоуправления. Ненадлежащее финансирование переданных полномочий либо недостаточный размер субвенций не являются обстоятельствами, которые могут ограничивать право лица на обеспечение жилым помещением и, соответственно, обоснованием неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то есть возможность реализации лицом права на обеспечение жильем не поставлена исключительно в зависимость от положительного решения соответствующими органами финансовых вопросов. Законодательно не предусмотрена и реализация данного права в порядке очередности соответствующего списка.

Следует отметить, что должником по исполнительному производству о предоставлении Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района Костромской области, отвечающего указанным в решении суда требованиям, является Администрация Буйского муниципального района Костромской области, которая знала о вынесенном решении с момента его вынесения. При этом, до выставления требований приставом-исполнителем добровольно решение не исполнила. В порядке исполнения судебного постановления вопросы в установленном законом процессуальном порядке не разрешала.

При таких обстоятельствах, не усматривается наличия у юридического лица в течение чрезвычайно длительного периода времени (с 2019 года, с момента вынесения решения, по 2021 год) причин, препятствовавших исполнению судебного акта, а также принятия юридическим лицом каких-либо мер, направленных на исполнение решения суда и требований судебного пристава-исполнителя.

При этом, исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 4 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований. Из материалов дела и доводов жалобы не усматривается, чтобы таковые меры Администрацией Буйского муниципального района Костромской области предпринимались.

Законом не ограничиваются права и возможности должника по исполнительному документу по исполнению решения суда, способ реализации каковых он волен избирать. Но установлена обязательность выполнения требований судебного пристава исполнителя по исполнению судебного решения.

Исходя из положений закона, должник обязан самостоятельно, без чьих-либо разъяснений и указаний предпринимать все зависящие от него, исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения.

Как верно указано в решении судьи районного суда, отсутствие денежных средств, свободных жилых помещений основанием для освобождения от ответственности не является.

При таких обстоятельствах, чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствующих Администрации Буйского муниципального района Костромской области в исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, не усматривается.

Судья обоснованно, не усмотрев оснований для прекращения производства по делу, пришла к правильному выводу о законности вынесенного в отношении Администрации Буйского муниципального района Костромской области постановления о привлечении к административной ответственности.

Довод жалобы о фактическом исполнении решения суда по предоставлению Н. жилого помещения в *** не может быть принят во внимание, поскольку сведений об окончании исполнительного производства в отношении Администрации Буйского муниципального района Костромской области в материалах дела не имеется.

Вопросы соответствовало ли предлагаемое жилое помещение предъявляемым требованиям, причины отказа Н. от предлагаемого жилого помещения, предметом данного судебного разбирательства не являются, и основанием для освобождения от ответственности не являются. Исполнительное производство в отношении Администрации Буйского муниципального района Костромской области не окончено, администрация вопросы при имеющемся мнении о фактическом исполнении решения суда в порядке административного производства не разрешала. Данный довод при неисполнении решения суда и необеспечении Н. жилым помещением является собственным мнением заявителя и необоснован.

При рассмотрении дела судьей первой инстанции проверены доводы, изложенные в жалобе, им дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки установленных судьей фактических обстоятельств дела по тем же доводам, которым дана оценка в решении судьи, не имеется.

Обжалуемые заявителем постановление и судебное решение мотивированны, обоснованны, вынесены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Буйского районного суда Костромской области от ***, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области Ш.*** от *** в отношении Администрации Буйского муниципального района Костромской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главы Администрации Буйского муниципального района Костромской области А. - без удовлетворения.

Судья: Т.В. Добровольская