Судья Синицына О.Р. № 7/21-45/ 2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 22 февраля 2022 года
Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,
с участием защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, частного учреждения «Оздоровительный лагерь «Электроник» - по доверенности Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора частного учреждения «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. на решение судьи Нерехтского районного суда Костромской области от ***,
вынесенное по жалобе директора частного учреждения «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. на постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р.*** от *** в отношении частного учреждения «Оздоровительный лагерь «Электроник» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р.*** от ***, вынесенным по результатам проведенной Центральным управлением Ростехнадзора в период с 22 июля 2021 года по 28 июля 2021 года плановой выездной проверки, частное учреждение «Оздоровительный лагерь «Электроник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. А именно в том, что ЧУ оздоровительный лагерь «Электроник» эксплуатирует опасный производственный объект сеть газопотребления ЧУ Оздоровительный лагерь «Электроник» с нарушениями требований промышленной безопасности, выразившимися в неактулизировании положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, положения о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, приказов об организации безопасной эксплуатации сетей и назначении ответственного за осуществление ПК, необеспечении безопасности эксплуатации - не заделаны футляры в местах ввода в здание котельной, необеспечении мониторинга и устранения повреждения окраски и состояния внутри ГРПШ, необеспечении безопасности транспортировки газа по давлению при отсутствии выходного напоромера, утверждении перечня выполняемых работ по нарядам-допускам директором ЗАО «Энергоэффект», а не руководителем ЧУ, ненаправлении в течение 5 дней копий договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов. Данным постановлением ЧУ Оздоровительный лагерь «Электроник» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***.
Не согласившись с постановлением должностного лица, директор ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. обратилась в Нерехтский районный суд Костромской области с жалобой, в которой, указывая на грубые нарушения при проведении проверки и недействительности ее результатов, просила постановление признать недействительным.
Решением судьи Нерехтского районного суда Костромской области от *** постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р.***.2-Пс/0068-215-0003пл-2021 от *** изменено, снижен размер назначенного наказания до ***. В остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Выражая несогласие с решением судьи Нерехтского районного суда Костромской области от ***, директор ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. обратилась с жалобой в Костромской областной суд, в которой просит решение судьи районного суда и постановление должностного лица отменить. В обоснование жалобы приводя ранее высказанные доводы при обжаловании в суд постановления по делу об административном правонарушении о грубых нарушениях при проведении проверки, выразившихся в нарушении сроков уведомления о проведении проверки, сроков проведения самой проверки. Обращает внимание, что ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» является некоммерческой организацией, и пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что положения данного Федерального закона применяются до 31 декабря 2024 года включительно при организации и осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Обращает внимание, что согласно Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28 декабря 2020 года № ПР-2010-515-о, плановая проверка утверждена Генеральной прокуратурой и согласована с датой начала проведения проверки контрольно-надзорного мероприятия с 01 июля 2021 года со сроком проведения 7 дней, в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Ссылаясь на часть 7 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ о том, что запланированные на 2021 год проверки подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения проверок, утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, срок проведения которых не может быть нарушен, полагает, что проведенная по решению от *** проверка не может являться плановой. Считает нарушенными права и интересы учреждения, как контролируемого лица.
В судебном заседании защитник ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» - по доверенности Ш. жалобу поддержал по изложенным в жалобе основаниям. Дополнительно также указал, что управлением Ростехнадзора при проведении проверки нарушены положения Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, зарегистрированного в Министерстве юстиции 10 декабря 2019 года. Отмечает, что при незаконно проведенной проверке, выявленные нарушения имеют формальный характер и не представляет угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Просит учесть, что, являясь некоммерческой организацией, учреждение не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели. Тяжелое материальное положение организации в 2020 - 2021 годах и по настоящий момент вызвано трудностями организации хозяйственной деятельности. По итогам 2021 года у учреждения имеются признаки угрозы банкротства, в том числе, имеется непогашенная задолженность перед поставщиками и подрядчиками.
Выслушав защитника ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» Ш., проверив доводы жалобы, изучив копии дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно статьи 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ.
При этом статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены установление виновности лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, в силу положений статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются на основании доказательств, а именно: протокола об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Санкцией вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что совершение указанного правонарушения юридическим лицом, влечет наложение на него административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела об административном правонарушении видно следующее.
В период с 22 июля 2021 года по 28 июля 2021 года должностными лицами отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании решения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от ****** в связи с выполнением Плана проведения плановых проверок на 2021 год была проведена выездная проверка деятельности ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник», предметом которой являлась проверка соблюдения учреждением требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и эксплуатации опасных производственных объектов и требований, установленных техническими регламентами.
По результатам проверки был составлен акт от ****** об осуществлении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» с нарушением обязательных требований в области промышленной безопасности, явившийся основанием для составления в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» протокола об административном правонарушении от ****** по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства послужили основанием для привлечения ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» к административной ответственности, о чем *** и.о. начальника отдела общего промышленного надзора Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении ***.
Как следует из жалоб и пояснений защитника ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» Ш. фактические обстоятельства дела, в общем, не оспариваются, а выявленные нарушения были сразу же устранены.
В жалобах директора ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. и в ходе рассмотрения жалоб защитником ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» Ш. последовательно указывалось на допущенные нарушения при проведении проверки, нарушения ее сроков и уведомления юридического лица.
Представителем Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору И. в Нерехтский районный суд Костромской области был направлен отзыв на жалобу, в котором указывалось на законность и правильность проведения проверки. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 года N 489, указывает, что типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок содержит графу дата начала проведения проверки, в которой указывается только календарный месяц начала проведении проверки. Согласно плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведение плановой проверки в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» запланировано на июль 2021 года, о чем имеется информация на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ссылаясь на часть 8 статьи 98 и часть 6 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, указывает, что проводимая с 01 июля 2021 года проверка в соответствии с требованиями закона должна была осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, согласно которым контролируемое лицо уведомляется о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала, что и было выполнено в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник».
Из материалов дела следует, что на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок в 2020 году (согласно даты регистрации в ФГИС ЕРП - 11 сентября 2020 года) под учетным номером *** были размещены сведения о проведении в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» плановой выездной проверки в соответствии с Федеральным законом 294-ФЗ с целью Федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного контроля надзора за соблюдением требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления». Датой начала проведения проверки указано 01 июля 2021 года, сроком проведения 7 рабочих дней.
Между тем, согласно сведений даты регистрации в ФГИС ЕРП от 15 июля 2021 года учетным номером *** на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок в 2020 году были размещены сведения о проведении в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» плановой выездной проверки в соответствии с Федеральным законом 248-ФЗ и приведен более расширенный перечень предмета контрольного (надзорного) мероприятия и обязательных требований, подлежащих проверке. Датой начала проведения проверки указано 22 июля 2021 года, датой окончания - 28 июля 2021 года.
Плановая выездная проверка в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» в соответствии с Федеральным законом 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года уполномоченными лицами Ростехнадзора в период с 01 июля 2021 года не проводилась.
На основании решения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора П. от ****** о проведении плановой выездной проверки, с которым директор ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. была ознакомлена 20 июля 2021 года в 14.30 часов, в период с 22 июля 2021 года по 28 июля 2021 года должностными лицами отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена выездная проверка в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник».
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, условия, порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также гарантии защиты прав детально регламентированы и закреплены федеральным законодательством.
Что отражено в статье 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и в статье 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», согласно которой настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц, положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий.
При этом, основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля согласно статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, в том числе, закреплены, открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ включает отдельную главу 2 «Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля», закрепляющую такие принципы, как законность и обоснованность, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц, открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», оба действующие, в некотором смысле на переходный период 2021 года, содержат и схожие, и различные положения о порядке проведения плановых проверок и, оба, также содержат положения о недействительности результатов проверки.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
- Статья 9:
3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
- Статья 14:
1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1).
2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).
В июле 2020 года был принят и одобрен Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Данный закон был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 июля 2020 года, в журнале «Собрание законодательства РФ» N 31 (часть I), ст. 5007 - 03 августа 2020 года, в газете «Российская газета», N 171 - 05 августа 2020 года.
В соответствии со статьей 98 данный документ вступает в силу с 1 июля 2021, за исключением части 11 статьи 30, вступающей в силу с 1 января 2022 года, и части 2 статьи 39, вступающей в силу с 1 января 2023 года. Данная редакция документа фактически не действовала, так как Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ в нее были внесены изменения, вступающие в силу с 11 июня 2021 года.
При этом, Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен статьей 26.3, согласно которой установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются до 31 декабря 2024 года включительно при организации и осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе: - о) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»:
- Статья 17:
1. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:
1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля);
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
- Статья 19:
2. Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе правила размещения в сети "Интернет" общедоступных сведений, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий является федеральной государственной информационной системой.
- Статья 46:
1. Контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
2. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3. Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Статья 56:
1. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
2. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе:
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
- Статья 57:
1. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть:
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- Статья 61:
1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
- Статья 64:
1. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа,
- Статья 73:
6. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Статьей 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ (ред. от 06 декабря 2021 года) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» также аналогично Федеральному закону от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусматривается недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
А именно, решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными (часть 1 статьи 91).
2. Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе является:
1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия (часть 2 статьи 91).
Статьей 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ ФЗ (ред. от 06 декабря 2021 года) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлен порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно которого Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
7. Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона.
8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (части 1, 7, 8 статьи 98).
Если исходить из даты начала проведения должностными лицами отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выездной проверки в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» 22 июля 2021 года, когда Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ (ред. от 06 декабря 2021 года) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вступил в законную силу, и организация и проведение проверок осуществляется в соответствии с данным законом, то проведение проверки на основании решения контрольного (надзорного) органа, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа, и уведомление контролируемого лица директора ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» С. путем ознакомления с данным решением о проведении выездной проверки 20 июля 2021 года, то есть не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, вписывается в положения статей 64 и 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Однако, ни из направленного в районный суд отзыва на жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ни из материалов дела об административном правонарушении не следует, почему при проведении данного контрольного мероприятия на некоммерческую организацию ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» не распространяются положения подпункта о) пункта 1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о том, что положения настоящего Федерального закона при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций применяются до 31 декабря 2024 года включительно.
При этом, как указывалось выше, согласно требований статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ ФЗ (ред. от 06 декабря 2021 года) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на применении положений которого настаивает Ростехнадзор и которые фактически были применены, плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ежегодным сводным планом проведения плановых проверок, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (дата регистрации в ФГИС ЕРП - 11 сентября 2020 года) под учетным номером *** плановая выездная проверка в соответствии с Федеральным законом 294-ФЗ с целью Федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного контроля надзора за соблюдением требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления» в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» была запланирована с датой начала проведения проверки 01 июля 2021 года, сроком проведения 7 рабочих дней.
Приводимые в отзыве Центрального управления Ростехнадхора со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 года N 489 доводы о том, что типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок содержит графу дата начала проведения проверки, в которой указывается только календарный месяц начала проведении проверки и проверка была проведена согласно плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в июле 2021 года, нахожу неубедительными.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 года N 489 были утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению.
В целом, данные Правила повторяют, в некоторых моментах конкретизируя, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также дают типовую форму ежегодного плана.
Из самого текстуального смысла типовой формы следует, что данное не является безусловно идентичным для исполнения.
Но безусловно, подзаконный акт, и тем более приложения к нему, не приоритетны перед положениями закона, имеющими большую юридическую силу.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» четко установлено, что в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, сведения о дате начала и сроках проведения каждой плановой проверки.
Что было указано в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (дата регистрации в ФГИС ЕРП - 11 сентября 2020 года) под учетным номером ***.
Вне зависимости от толкования заинтересованными лицами положений закона и подзаконных актов, опубликование в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" четкой даты начала проведения проверки заблаговременно ставило в известность некоммерческую организацию о проведении в отношении учреждения соответствующей проверки, что давало возможность подготовиться, обеспечить участие уполномоченных лиц и привести иные мероприятия.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, равно как Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, оба, включают положения об ежегодном сводном плане проведения плановых проверок, ежегодном плане контрольных (надзорных) мероприятий), соответственно, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
То есть законодателем установлены гарантированные сроки на установленный последующий годичный период проведения соответствующих проверок и гарантирован доступ к данной информации контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц.
Изменение фактически и юридически ранее установленных сроков по датам проведения проверки, как следует, скоропостижно - согласно сведений даты регистрации в ФГИС ЕРП 15 июля 2021 года под учетным номером ***, и при этом с определенным изменением - более расширенным перечнем предмета контрольного (надзорного) мероприятия и обязательных требований, подлежащих проверке, и при условии согласования с органами прокуратуры, нахожу не в полной мере соответствующим принципам государственного контроля, а также охране прав и законных интересов контролируемых лиц.
При этом, ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник», полагавшее о проведении проверки с 01 июля 2021 года и, соответственно, рассчитывающее свои силы и трудозатраты, при отсутствии проведения проверки в обозначенные сроки не могло знать о возможности проведения проверки, сведения о чем в сети "Интернет", с изменениями по проведению и объеме проведения, как следует, появились только 15 июля 2021 года, за неделю до ее проведения.
Более того, Управление Ростехнадзора знало о введении в действие с 01 июля 2021 года Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», официально опубликованного в июле 2020 года, рассчитывало риски и условия и порядок применения данного закона, заполировав проведение проверки в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» на дату введения в действие Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Также, каких-либо причин, препятствующих проведению проверки с 01 июля 2021 года, кроме толкования Управлением Ростехнадзора сроками проведения проверки не дату, а любой период в течение всего месяца проведения, не усматривается и Управлением Ростехнадозра таковых причин не приводится. Представляется, что определение сроков уведомления о начале проведения проверки, оформление или поименование принимаемых решений о проведении проверки с учетом начала проводимых мероприятий и необходимости толкования сомнений в пользу контролируемого лица, а также с учетом положений части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и части 8 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ ФЗ затруднений вызывать не должно.
Полагаю необходимым отметить, что из материалов дела не усматривается, что, распространяя положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на условия и порядок проведения проверки в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник», и определив более расширенный перечень предмета контрольного (надзорного) мероприятия и обязательных требований, органами Ростехнадзора в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ было осуществлено обязательное информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" в актуальном состоянии текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции и т.д.
При этом, ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» постановлением должностного лица признано виновным, в том числе, в неактулизации локальных нормативных актов и положений.
При вышеизложенных обстоятельствах нахожу проверку, проведенную должностными лицами Ростехнадзора в период с 22 июля 2021 года по 28 июля 2022 года в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник», некорректно проведенной.
Что с учетом положений статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о результатах проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, а также положений статьи 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» о решениях, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, каковые нарушения нахожу существенными, на грани грубых, подвергает порочности полученные результаты проведенного контрольного (надзорного) мероприятия.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
А потому, исходя из положений статей 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагая полученные результаты проведенного проверочного мероприятия в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» вызывающими сомнения ввиду некорректности проведенной проверки, прихожу к выводу полученные в результате проверки данные не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
Обязательным условием привлечения к ответственности по указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказанность нарушения требований промышленной безопасности, подтверждаемая надлежащими доказательствами, допустимость и относимость которых сомнений не вызывает.
Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах, приведенной оценке результатов проведенной проверки, как доказательств по делу, обязательность и достаточность которых предусмотрена законом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 9.1 КоАП РФ, в отношении ЧУ «Оздоровительный лагерь «Электроник» подлежит прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А :
Решение судьи Нерехтского районного суда Костромской области от ***, постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р.*** от ***, вынесенные в отношении частного учреждения «Оздоровительный лагерь «Электроник» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ отменить
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении частного учреждения «Оздоровительный лагерь «Электроник» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья: Т.В. Добровольская