ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7/21-524/19 от 03.10.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Комарова Е.Н. № 7/21-524/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 03 октября 2019 года

Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,

с участием помощника прокурора Костромского района Костромской области Б.С.В.

представителя Администрации Костромского муниципального района Костромской области - по доверенности П.И.С.

рассмотрев протест и.о. прокурора Костромского района Костромской области Д.Е.Е. на определение судьи Костромского районного суда Костромской области от 05 сентября 2019 года,

которым прокурору Костромского района Костромской области отказано в восстановлении срока на принесение протеста на постановление административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области от 12 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12 Закона Костромской области от 21 июля 2008 года № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», в отношении индивидуального предпринимателя Ц.М.Г.

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области от 12 марта 2019 года индивидуальный предприниматель Ц.М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12 Закона Костромской области от 21 июля 2008 года № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

02 августа 2019 года прокурор Костромского района Костромской области К.А.А. обратился в Костромской районный суд с протестом на указанное постановление, в котором ставил вопрос об отмене указанного постановления, прекращении производства по делу за недоказанностью обстоятельств на основании которых оно вынесено, а также с ходатайством о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Определением судьи Костромского районного суда Костромской области от 05 сентября 2019 года в удовлетворении ходатайства прокурора Костромского района Костромской области К.А.А. о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области от 12 марта 2019 года было отказано, протест был возвращен прокурору Костромского района Костромской области.

Не согласившись с определением судьи Костромского районного суда Костромской области от 05 сентября 2019 года и.о. прокурора Костромского района Костромской области Д.Е.Е. обратился в областной суд с протестом, в котором просит признать определение незаконным и отменить его, восстановить прокурору раойна срока обжалования постановления административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области от 12 марта 2019 года. В обосновании протеста указывает, что факт нарушения административной комиссией Костромского муниципального района Костромской области прав индивидуального предпринимателя Ц.И.Г. был выявлен лишь в июле 2019 года. При рассмотрении дела об административном правонарушении прокуратура Костромского района Костромской области участия не принимала, копия постановления в адрес прокуратуры не направлялась, в связи с чем у прокурора района отсутствовала возможность в обжаловать постановление в сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращает внимание на то, что факт необоснованного привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности выявлено прокуратурой на основании результатов проведенной проверки, а не только изучения постановления административной комиссии, ввиду чего считает, что 10-ти дневного срока, предоставленного законом для принесения протеста в рассматриваемой ситуации недостаточно. Полагает, что мотивы, по которым судьей районного суда было отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления, являются несостоятельными. Обращает внимание на то, что судом не истребовались и не изучались материалы прокурорской проверки, содержащие все необходимые сведения. Указывает, что обжалуемым определением, кроме прочего, было нарушено право привлеченного к административной ответственности лица - индивидуального предпринимателя Ц.И.Г. на защиту.

В возражениях на протест и.о. прокурора Костромского района Костромской области представитель административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области П.И.С. находя определение судьи Костромского районного суда Костромской области от 05 сентября 2019 года законным и обоснованным, просит оставить определение без изменения, а протест и.о. прокурора Костромского района Костромской области без удовлетворения. Указывает, что прокурор при производстве по делу участия не принимал, хотя такой возможности лишен не был. Считает, что каких-либо препятствий для своевременного ознакомления прокурора с принятым постановлением и своевременному его обжалованию не имелось. Обращает внимание на то, что доводы о незаконности привлечения индивидуального предпринимателя Ц.М.Г. к административной ответственности сформулированы в протесте 28 июня 2019 года, тогда как в суд представление направлено лишь 02 августа 2019 года. Считает, что сам факт получения постановления прокурором, который не принимал участия в производстве по делу об административном правонарушении, постановления за пределами сроков его обжалования, уважительной причиной для восстановления указанного срока не является, а иное будет нарушать принцип правовой определенности и стабильности решения по делу, а также принцип равенства участников судопроизводства. Обращает внимание на то, что постановление принятое административным органом было исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности 09 апреля 2019 года, обжаловано не было, вступило в законную силу 16 апреля 2019 года.

В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Костромской области Б.С.В. протест поддержала по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области П.И.С. возражала против удовлетворения протеста, согласно представленным возражениям.

Индивидуальный предприниматель Ц.М.Г. в судебное заседание не явился, письменных возражений и пояснений в суд не направил.

Выслушав помощника прокурора Костромского района Костромской области Б.С.В. представителя административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области П.И.С., проверив доводы протеста, изучив дело об административном правонарушении и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, а в случае пропуска указанного срока, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьёй, правомочным её рассматривать. Указанные положения закреплены частью 1 сттатьи 30.1 КоАП РФ, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ и частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ соответственно.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

Действующие во взаимосвязи с иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, не предполагают возможность произвольного удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Из системного толкования вышеприведённых правовых норм следует, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении может быть восстановлен, в случае если он пропущен лицом по уважительной причине, то есть при наличии обстоятельств, объективно препятствующих или исключающих возможность подачи жалобы, обязанность доказать наличие которых возлагается на лицо, пропустившее процессуальный срок и заявившее ходатайство о его восстановлении.

Кроме того, согласно пункта 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные Федеральным законом действия.

Порядок и сроки принесения протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении определены положениям статьи 30.10 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 названной правовой нормы не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 КоАП РФ.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления, что прямо предусмотрено положениями части 2 статьи 29.11 КоАП РФ.

Разрешая ходатайство прокурора Костромского района Костромской области о восстановлении срока обжалования постановления административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области от 12 марта 2019 года и отказывая в его удовлетворении, судья районного указала на пропуск заявителем срока, установленного для обжалования постановления, а также на отсутствие обстоятельств, не зависевших от заявителя и препятствовавших ему подать протест на постановление в установленный названной правовой нормой срок.

Выводы судьи районного суда сомнений не вызывают, оснований не согласиться с ними не имеется, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и не оспаривается в настоящем протесте постановление по делу об административном правонарушении было вынесено 12 марта 2019 года, копия данного постановления была получена лицом, привлеченным к административной ответственности 03 апреля 2019 года, 09 апреля 2019 года штраф, назначенный в качестве наказания лицу, привлеченному к административной ответственности, был уплачен, и 16 апреля 2019 года постановление вступило в законную силу. Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Ц.М.Г. прокурором не возбуждалось, в производстве по делу прокурор не участвовал. Судьей районного суда установлен пропуск прокурором срока обжалования постановления. Данные обстоятельства прокурором не оспаривается.

В связи с содержанием вышеприведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вручение или направление прокурору копии постановления по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Ц.М.Г. не являлось обязательным, ввиду чего указание на данное обстоятельство в протесте не может явиться основанием к отмене обжалуемого определения.

Изложенные выше обстоятельства вынесения, получения, исполнения и вступления постановления по делу об административном правонарушении, с учётом приведённых правовых норм, свидетельствует об обращении прокурора Костромского района Костромской области с протестом на постановление за пределами процессуального срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, так как последним днём для подачи протеста являлось 15 апреля 2019 года, 16 апреля 2019 года постановление вступило в законную силу, а с протестом и ходатайством о восстановлении срока обжалования прокурор обратился в районный суд 02 августа 2019 года.

Довод заявителя, о том, что факт о вынесении постановления прокурору стало известно лишь в июле 2019 года, ввиду указанных в протесте обстоятельств, и отсутствием ввиду этого возможность обжаловать постановление в сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по существу являлся предметом проверки судьи районного суда. Мотивы, по которым данный довод был отвергнут, подробно изложены в судебном определении, оснований не согласиться с ними не усматривается. Приведенные в протесте ссылки на позднее получение информации о принятом 12 марта 2019 года постановлении не могут служить основанием для восстановления срока на принесение протеста, поскольку не свидетельствуют о невозможности прокурора своевременно осуществить реализацию своих полномочий по принесению протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Более того, указывая в протесте и ходатайстве о восстановлении срока о том, что о вынесении постановления прокурору стало известно лишь в июле 2019 года, в суд с протестом на постановление по делу об административном правонарушении прокурор Костромского района обращается 02 августа 2019 года. Как верно указано судьей в определении, сведений о том, когда прокурору стало известно о принятом административным органом постановлении, материалы дела не содержат.

Доводы представителя административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области П.И.С. о том, выводы о необоснованности привлечения индивидуального предпринимателя Ц.М.Г. к административной ответственности были сделаны прокуратурой 28 июня 2019 года, поскольку в вынесенном в администрацию Костромского муниципального района по результатам проверки представлении прокуратуры Костромского района от 28 июня 2019 года «Об устранении нарушений законодательства об образовании, о противодействии коррупции, о защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о противодействии терроризму, о водоснабжении» прокуратура уже сформулировала доводы, аналогичные в заявленном на постановление по делу об административном правонарушении протесте и указала на незаконность привлечения индивидуального предпринимателя Ц.М.Г. к административной ответственности, нахожу убедительными.

Указание в протесте на то, что судом не были истребованы и исследованы материалы прокурорской проверки, не влияет на правильность принятого процессуального решения ввиду следующего.

Как утверждается в протесте, материалы прокурорской проверки содержат все необходимые сведения, то есть сведения, необходимые для выяснения вопроса уважительности причины пропуска срока обжалования постановления. Однако необходимо отметить, что обязанность доказывания наличия уважительных причин пропуска срока обжалования возлагается на лицо, пропустившее процессуальный срок и заявляющее ходатайство о его восстановлении. Исходя из этого, обязанность представить доказательства уважительности пропуска срока обжалования лежала на прокуратуре Костромского района Костромской области, однако доказательств, в том числе материалов прокурорской проверки, касающихся уважительности причин пропуска суду представлено не было.

Кроме того, вопреки соответствующему доводу протеста, вынесенным судьей районного суда определением не допущено какого-либо нарушения прав индивидуального предпринимателя Ц.М.Г. поскольку самим лицом, привлеченным к административной ответственности принятое административной комиссией Костромского муниципального района Костромской области постановление не обжаловалось, постановление было исполнено в добровольном порядке до вступления постановления в законную силу, за восстановлением нарушенных прав индивидуальный предприниматель Ц.М.Г. в органы прокуратуры не обращался.

Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемое судебное определение, протест не содержит, равно как и новых доказательств, указывающих на уважительность причин пропуска прокурором срока принесения протеста на постановление административной комиссии.

Определение судьи Костромского районного суда Костромской области мотивированно, обоснованно, вынесено с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения оснований для его отмены не имеется.

А потому, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А :

Определение судьи Костромского районного суда Костромской области от 05 сентября 2019 года, которым прокурору Костромского района Костромской области отказано в восстановлении срока на принесение протеста на постановление административной комиссии Костромского муниципального района Костромской области от 12 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12 Закона Костромской области от 21 июля 2008 года № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», в отношении индивидуального предпринимателя Ц.М.Г., оставить без изменения, протест и.о. прокурора Костромского района Костромской области Д.Е.Е. - без удовлетворения.

Судья: Т.В. Добровольская