ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-106-2018 от 13.03.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Бутырин А.В. Дело № 7а-106-2018

Р Е Ш Е Н И Е

13 марта 2018 года г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре Варюшкиной Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица МРУ Росалкогольрегулирования по СФО ФИО1 на постановление Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «ПромТорг» к административной ответственности по ч.4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава.

Заслушав должностное лицо МРУ Росалкогольрегулирования по СФО ФИО1, его представителя ФИО2, защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО3, судья

у с т а н о в и л:

Постановлением Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2017 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ПромТорг».

С указанным постановлением не согласилось должностное лицо МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, им подана жалоба в Новосибирский областной суд в порядке ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе изложена просьба об отмене постановления, направлении дела на новое рассмотрение.

В качестве доводов к отмене постановления в жалобе указано, что при проведении проверок в организациях розничной сети ООО «Александр», ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс», ООО «Лилит» была обнаружена алкогольная продукция ( водка «Русска», водка Финскофф платиновая»), маркированная поддельными ФСМ.

Поставщиком указанной продукции, согласно товаро-сопроводительным документам является ООО «ПромТорг».

В ООО «Пром Торг» были изъяты товаро-транспортные накладные, разделы «А» и «Б» справок), сертификаты, счет-фактуры, удостоверения качества на продукцию.

При проведении сравнительного анализа товаро-сопроводительных документов бесспорно установлен факт поставки, изъятой в розничных организациях алкогольной продукции, ООО «ПромТорг».

Изъяты клише, оттиски печатей, проведены экспертизы.

Поддельность ФСМ на изъятой продукции подтверждена заключениями эксперта.

Кроме того из анализа сведений в ЕГАИС, изъятых документов, установлено, что водка «Русская», изъятая в организациях розничной сети ООО «Александр», ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс», ООО «Лилит» произведена ООО «Атлантис», поставлена в ООО «Оптима» по ТТН от 22.05.2015 № 231 № 232 в количестве 410 и 1120 дал, соответственно, что зафиксировано в ЕГАИС; ООО «Оптима» по ТТН от 09.06.2016 № ОП000928 и № ОП000926 поставило водку в ООО «Диметра». Однако, сведения о поставке алкогольной продукции по ТТН от 09.06.2016 № ОП000928 и № ОП000926 в ЕГАИС не зафиксированы; ООО «Диметра» поставило водку в ООО «ПДК «Лидер» по ТТН от 03.03.2017 № 000000249-RIP и № 000000250-RIP. Однако, сведения о поставке алкогольной продукции от ООО «Диметра» в адрес ООО «ПДК «Лидер» по ТТН от 03.03.2017 000000250-RIP в ЕГАИС не зафиксированы. ООО «ПДК «Лидер» поставило водку в ООО «ПромТорг» по представленной ТТН от 03.03.2017 № СППДК000588, что зафиксировано в ЕГАИС.

Должностное лицо не согласно с выводами суда об отсутствии состава правонарушения в действиях ООО «ПромТорг», считает, что материалы дела содержат достаточно доказательств вины общества в совершении правонарушения.

Жалоба подана в установленный ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий к её рассмотрению не имеется.

Рассмотрев дело в полном объеме, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посягают на установленный порядок осуществления контроля в сфере оборота отдельных видов товаров (продукции), в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, на общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением контроля за законностью оборота подлежащей маркировке продукции, а также на права потребителей такой продукции, а следовательно, посягают на жизнь и здоровье граждан.

Объективную сторону данного административного правонарушения образовывает оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственному регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.

Маркировка алкогольной продукции иными не предусмотренными Федеральным законом марками не допускается.

Согласно пункту 3 указанной статьи ФСМ носителем информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС. При этом подпунктом 3.1 определены сведения, которые должна содержать ФСМ.

Приказом Росалкогольрегулирования № ЗЗн от 12 мая 2010 года утвержден Перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимой на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений, согласно которому сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на ФСМ на русском языке и в виде двухмерного штрихового кода.

Согласно пункту 1 приложения № 70 «Перечень реквизитов и элементы защиты федеральных специальных марок» к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 191 от 12 июля 2012 года, при печати ФСМ на них наносятся неповторяющееся сочетание трехзначного разряда и девятизначного номера в виде арабских цифр и 2-мерного штрихового кода.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года №785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» установлено, что изготовление федеральных специальных марок осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием "Гознак" в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы.

Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона «О государственному регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу.

Пунктом 3.3 статьи 12 указанного закона предусмотрено, что проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации подлежащей маркировке алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ»).

В абзацах 1,18 пункта 1 ст. 26 Федерального закона № 171 -ФЗ указано, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается: оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, ;оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона; либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Статья 2 указанного закона под оборотом, имеющейся продукции понимает закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение, перевозку и розничную продажу, на которые распространяется действие настоящего закона.

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, оборот алкогольной продукции осуществляется при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота: товаро-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», утверждена форма справки, прилагаемой к товаро-­транспортной накладной, а также Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».

Согласно пункту 3 Правил организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы «а» и «Б» справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.

В силу пункта 4 Правил организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

В соответствии с пунктом 5 Правил при каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только раздел «Б» справки. При этом продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация- покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью помоченного должностного лица и своей печатью.

Кроме того, согласно пункту 6 Правил при заполнении раздела «А» справки к ТТН производителем указывается, в том числе дата розлива продукции в индивидуальную упаковку и серия (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных марок или акцизных марок, которыми маркирована алкогольная продукция в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Суд, при рассмотрении дела, пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях ООО «ПромТорг».

Судом, при рассмотрении материалов об административном правонарушении установлено, что протоколом об административном правонарушении ООО «ПромТорг» вменяется, что в организациях розничной торговли - ООО «Александр», ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс», ООО «Лилит» была обнаружена алкогольная продукция (водка «Русская» 0,5 л. даты розлива 17.05.2015, 19.05.2015, производитель ООО «Атлантис»; водка «Финскофф Платиновая» 0,5 л. дата розлива 21.12.2013, производитель ООО «Родник и К»), маркированная поддельными ФСМ.

Согласно заключениям эксперта от 10.04.2017 №0020, от 20.03.2017 №0018, от 15.03.2017№0017 ФСМ, нанесенные на алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении вышеуказанных организаций, не соответствуют образцам ФСМ, изготовленным на предприятиях ГУП «ГОЗНАК» и образцам ФСМ, изготовленным на предприятиях АО «ГОЗНАК».

Согласно сопроводительным документам, изъятым в указанных организациях в ходе проведения административных расследований (ТТН № 0000112 от 26.01.2017, ТТН № 000320 от 28.02.2017, ТТН №0000318 от 28.02.2017, ТТН № 0000402 от 14.03.2017, ТТН № 000278 от 21.02.2017) поставщиком указанной алкогольной продукции, маркированной поддельными ФСМ, является ООО «ПромТорг».

В ходе проведения проверки в период с 11.04.2017 по 28.04.2017 в складском помещении ООО «ПромТорг», расположенном по адресу Республика Алтай, <...>, алкогольной продукции, маркированной ФСМ и акцизными марками, подлинность которых вызывает сомнение и алкогольной продукции маркированной ФСМ, информация на которых не соответствует данным, зафиксированным в ЕГАИС, не выявлено.

В ходе указанной внеплановой выездной проверки, в целях подтверждения достоверности сведений об объемах закупки и поставки алкогольной продукции, а также подтверждения легальности ее производства и оборота у ООО «ПромТорг» были истребованы сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, разделы «А» и «Б» справок, прилагаемые к TTII), сертификаты соответствия, счета-фактуры, удостоверения о качестве алкогольной продукции, поставленной ООО «ПромТорг» в адрес ООО «Александр» по ТТН № 0000112 от 26.01.2017 и по ТТН № 000320 от 28.02.2017; в адрес ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс» по ТТН №0000318 от Ж02.2017; в адрес ООО "Лилит" по ТТН № 0000402 от 14.03.2017 и по ТТН № 000278 от 21.02.2017.

ООО «ПромТорг» представило оригиналы сопроводительных документов на поставленную в указанные организации алкогольную продукцию, а именно: товарно­транспортные накладные, счета-фактуры, товарные накладные. Справки разделов «А» и «Б», прилагаемые к ТТН, сертификаты соответствия, удостоверения о качестве алкогольной продукции Обществом не представлены

Вышеуказанные ТТН отражены ООО «ПромТорг» в декларации об объемах поставки алкогольной продукции по форме приложения № 6 за 1 квартал 2017 года, и зафиксированы в ЕГАИС, а именно: поставки алкогольной продукции в адрес ООО «Александр» (ТТН № 0000112 от 26.01.2017, ТТН №000320 от 28.02.2017), в адрес ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс» (ТТН №0000318 от 28.02.2017), в адрес ООО «Лилит» (ТТН №0000402 от 114.03.2017, ТТН № 000278 от 21.02.2017).

В результате сравнения товаросопроводительных документов, должностным лицом сделан вывод об идентичности этих документов.

В ходе административного расследования должностным лицом Управления у ООО «ПромТорг» были изъяты оригиналы товарно-транспортных накладных: ТТН № 0000112 от 26.01.2017, ТТН № 000320 от 28.02.2017, ТТН №0000318 от 28.02.2017, ТТН № 0000402 от 14.03.2017, ТТН № 000278 от 21.02.2017

В соответствии с заключениями эксперта ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России от 03.07.2017 № 1424/5-4, от 05.07.2017 № 1507/5-4, оттиски печатей в документах, изъятых у ООО «Александр», ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс», ООО "Лилит" и у ООО «ПромТорг» нанесены одним и тем же клише.

Кроме того, согласно представленным ООО «ПромТорг» в ходе проведения внеплановой проверки оригиналам товарно-транспортной накладной от 03.03.2017 № СППДК000588 и разделам А и Б справок к ней, водка «Русская» 40% 0,5 л., Произведенная ООО «Атлантис», выявленная впоследствии в вышеуказанных розничных организациях, закуплена Обществом у контрагента-поставщика - ООО «ПДК «Лидер» в объеме 1050,0 дал (даты розлива 19.05.2015 в объеме 390 дал, 20.05.2015 в объеме 660 дал), при этом Общество зафиксировало получение продукции по указанной ТТН в ЕГАИС-УТМ, тем самым подтвердило сведения о закупке названной алкогольной продукции у ООО «ПДК «Лидер» по ТТН от 03.03.2017 № СППДК000588 в ЕГАИС.

В ходе анализа представленных разделов А и Б справок к ТТН от 03.03.2017 ; № СППДК000588 на партии водки «Русская» 40%, емк. 0,5 л., произведенной ООО «Атлантис» 19.05.2015 и 20.05.2015, установлено следующее: организация-производитель ООО Атлантис поставило водку в ООО «Оптима» по ТТН от 22.05.2015 № 231 № 232 в количестве 410 и 1120 дал, соответственно, что зафиксировано в ЕГАИС; ООО «Оптима» по ТТН от 09.06.2016 № ОП000928 и № ОП000926 поставило водку в ООО «Диметра». Однако, сведения о поставке алкогольной продукции по ТТН от 09.06.2016 № ОП000928 и № ОП000926 в ЕГАИС не зафиксированы; ООО «Диметра» поставило водку в ООО «ПДК «Лидер» по ТТН от 03.03.2017 № 000000249-RIP и № 000000250-RIP. Однако, сведения о поставке алкогольной продукции от ООО «Диметра» в адрес ООО «ПДК «Лидер» по ТТН от 03.03.2017 000000250-RIP в ЕГАИС не зафиксированы. ООО «ПДК «Лидерпоставило водку в ООО «ПромТорг» по представленной ТТН от 03.03.2017 № СППДК000588, что зафиксировано в ЕГАИС. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС, ООО «Диметра» в период с 01 01 2017 по 06.04.2017 зафиксировало в ЕГАИС закупку алкогольной продукции по импорту в объеме 104.85 пк. дал по грузовым таможенным декларациям от 2013, 2014,2015 и 2016 годов, при этом ООО «Диметра» не является импортером алкогольной продукции. Также ООО «Диметра» неправомерно зафиксировало в ЕГАИС в качестве импорта закупку водки «Русская» 0,5 л. в объеме 6010 дал или 120 200 бут., произведенной 19.05.2015 (отчеты об импорте продукции от 20.02.2017 №№ 000000212 000000218 000000219, от 27.02.2017 № 000000232, от 03.03.2017 № 000000253), и 2240 дал или 44800 бут., произведенной 20.05.2015.

В ходе анализа сведений содержащихся в ЕГАИС - УТМ установлено, что фактически хозяйственные операции, отраженные в разделах «Б» справок, прилагаемых к ТТН на закупленную ООО «ПромТорг» алкогольную продукцию, не проводились.

Таким образом, указанное, по мнению административного органа, свидетельствует о том, что документы, сопровождавшие оборот алкогольной продукции, закупленной ООО «ПромТорг», не отражают реальных сведений о проведенных хозяйственных операциях, не отвечают принципу достоверности и, следовательно, не могут подтверждать легальность ее производства и оборота.

До поставки алкогольной продукции в адрес ООО «Александр», ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс», ООО «Лилит» собственником указанной продукции являлось ООО «ПромТорг», которое в силу ч. ст. 12 Федерального закона №171 ФЗ несло ответственность за правильность нанесения и за подлинность ФСМ и AM.

Суд, при рассмотрении дела, исследовании всех, собранных по делу доказательств, их оценки, пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательства, подтверждающие оборот ООО «ПромТорг» алкогольной продукции, маркированной поддельными ФСМ.

Нахожу вывод суда законным и обоснованным.

Из пояснений должностного лица и защитника привлекаемого лица, данных в судебном заседании, установлено, что для подтверждения того, что ФСМ, наклеенные на выявленные в розничных организациях бутылки с алкогольной продукцией изготовлены не предприятием Госсзанак, проведены экспертизы.

Эксперту предъявлены ФСМ, которые были изъяты в рамках дел об административном правонарушении, возбужденных а отношении ООО «Александр», ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс», ООО «Лилит».

В рамках указанных дел об административном правонарушении в отношении указанных марок проведены экспертизы.

О порядке хранения, оформления данных ФСМ сведений в деле не имеется.

Определить идентичность ФСМ, представленных на экспертизу в рамках дел об административном правонарушении, возбужденных в отношении ООО «Александр», ООО «Сибирский торговый дом «Новосибирск плюс», ООО «Лилит» и в рамках данного дела, не представляется возможным.

Сведений об изъятии иных бутылок для проведения экспертизы в рамках настоящего дела об административном правонарушении, материалы дела на содержат.

Т.о., довод защитника ООО «ПромТорг» о наличии сомнений в идентичности ФСМ, материалами дела не опровергнут.

Кроме того исследование проводил тот же эксперт. Фактически экспертом дважды исследованы одни и те же ФСМ.

Первоначальных экспертных заключений в отношении ФСМ, документов об упаковке бутылок после первоначального исследования, наклеенных на них марок, передачи их на хранение, о лице которому они переданы, материалы дела не содержат. Определить относимость представленных на исследование ФСМ к делу об административном правонарушении в отношении ООО «ПромТорг» не представляется возможным.

На основании изложенного нахожу вывод суда об отсутствии достаточных, бесспорных, достоверных доказательств наличия оборота алкогольной продукции с нарушением требований о маркировке в действиях ООО «ПромТорг», законным и обоснованным.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2017 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменению не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2017 года прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПромТорг» оставить без изменения, жалобу должностного лица МРУ Росалкогольрегулирования по СФО ФИО1 – без удовлетворения.

Судья «подпись» Л.А.Куранова

КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7а-106-2018

Судья-