Судья Лазарева Г.Г. Дело № 7а-124/2018
РЕШЕНИЕ
05 марта 2018 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ариелем П.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 06 февраля 2018 года,
установил:
06 февраля 2018 года заместителем начальника отдела полиции №3 «Заельцовский» УМВД по г. Новосибирску в отношении ФИО3 был составлен протокол 54 МВ № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, материалы направлены в Заельцовский районный суд города Новосибирска.
Постановлением судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 06 февраля 2018 года ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, ФИО3 просит отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы указывает, что административное дело подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ. Принимая участие в публичном мероприятии, им не были нарушены требования закона, как о том изложено судьей районного суда. Полагает, что судом неправильно применена норма части 1 статьи 5.12 КоАП РФ. Исходя из положений Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, которые как способ выявления действительной воли народа и формирования легитимных выборных органов публичной власти тесно связаны с гарантируемыми Конституцией Российской Федерации свободы мысли и слова, правом каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом, а также со свободой массовой информации (статья 29 Конституции Российской Федерации). Указывает на то, что по смыслу статей 3, 19, 29 и 32 Конституции Российской Федерации, свободные выборы предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью при обеспечении свободного волеизъявления граждан, в условиях состязательности и открытости, в связи с чем федеральный законодатель обязан устанавливать такой порядок информационного обеспечения выборов, в том числе, проведения предвыборной агитации и ее финансирования, который надлежащим образом гарантировал бы избирательные права граждан, демократические выборы и легитимизацию формируемых по их итогам органов государственной власти и органов местного самоуправления. Полагает, что исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означали бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, который в этом случае сводился бы лишь к факту голосования.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации» информация в избирательном процессе распространяется как посредством информирования избирателей о кандидатах и избирательных объединениях, сроках и порядке осуществления избирательных действий, так и посредством предвыборной агитации как деятельности, имеющей целью побудить или побуждающей избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Полагает, что граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами.
ФИО3 полагает, что в рассматриваемых материалах не содержится предвыборной агитации исходя из ее определения законодателем, изложенным в статье 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», он не распространял и не изготавливал агитационные материалы с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с отсутствием состава правонарушения.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО3 и его защитника адвоката Чернявской А.В., поддержавших доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Согласно данному федеральному закону предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
1)призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);
2)выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);
3)описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4)распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5)распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6)деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата. Аналогичные требования установлены пунктом 2 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 вышеуказанного закона экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами в соответствующие избирательные комиссии должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица (об адресе места жительства физического лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала за счет средств соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества «Сбербанк России».
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Федерального закона № 19-ФЗ запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанной нормы закона запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктами 3 и (или) 5 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 28 января 2018 года ФИО3 в период подготовки выборов Президента РФ 2018 при проведении публичного мероприятия проходившего на территории Заельцовского района г. Новосибирска в период времени с 13-00 до 13-45 часов в форме шествия, от площадки «Аллея Ветеранов» по аллее ул. Красного проспекта от дома № 167 г. Новосибирска, до сквера им. Чаплыгина г. Новосибирска, и митинга с 13-45 часов до 15-00 часов на территории сквера им. Чаплыгина г. Новосибирска, демонстрировал и обнародовал агитационный материал, картину размером 500x400 мм с изображением сходным до степени смешения с портретом ФИО4 и надписью «Рыба гниет с головы», который изготовлен с нарушением пунктов 2, 3 статьи 55 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», а именно: данный агитационный материал не содержит информацию о тираже и дате выпуска, сведения об оплате его изготовления из средств соответствующего избирательного фонда; копия агитационного материала не представлена в Центральную избирательную комиссию или Избирательную комиссию Новосибирской области, до начала его распространения (демонстрирования), чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ.
Постановлением избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018 года №186/1457-5 материал «РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ» признан иным материалом, содержащим признаки предвыборной агитации, изготовленным и распространяемым с нарушением требований закона. Данное постановление не отменено и не признано незаконным.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются представленным доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 06 февраля 2018года (л.д.2), рапортами сотрудников полиции (л.д.4,5), протоколом об административном задержании от 28 января 2018 года (л.д.6), а также протоколом осмотра места происшествия (л.д.7-10), объяснениями ФИО, ФИО2ФИО1 (л.д.11,12,13), Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018 года № (л.д.16-19).
Оценивая вышеуказанные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья полагает, что данные доказательства с достоверностью подтверждают установленные судьей районного суда обстоятельства и по существу не оспариваются лицом, привлекаемым к административной ответственности, доводы жалобы которого сводятся к иному толкованию норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы ФИО3 об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемых материалах не содержится предвыборной агитации, как полагает судья, обоснованными признать нельзя, поскольку представленный иной агитационный материал - имеющий квадратную форму и изготовленный из толстого прессованного картона с нанесением на него краски, содержит изображение кандидата в Президенты Российской Федерации ФИО4 на фоне неопределенного круга лиц, изображение флагов Всероссийской политической партии «Единая Россия» с надписью «Единая Россия» и белым медведем. Материал содержит надпись «РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ». Содержание данного агитационного материала позволяет прийти к выводу, что целью его является формирование отрицательного отношения избирателей к кандидату в Президенты Российской Федерации ФИО5, таким образом, данный материал содержит признаки предвыборной агитации, предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 статьи 49 Федерального закона № 19-ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации». При этом данный материал квалифицирован Избирательной комиссией Новосибирской области как иной агитационный материал.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционный Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года №7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области», граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда. Что касается участия граждан в финансировании предвыборной агитации, то оно заключается в праве вносить в избирательные фонды добровольные пожертвования, предельные размеры которых устанавливаются законом.
Запрет для граждан осуществлять самостоятельное, то есть помимо избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации, обусловлен также необходимостью обеспечения прозрачности финансирования выборов как условия равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей, с учетом состояния и реальных возможностей контроля за финансированием выборов преследует правомерную цель, не нарушает баланс конституционно защищаемых ценностей, отвечает критерию необходимости в демократическом обществе и не является несоразмерным конституционно защищаемым целям.
Принимая во внимание вышеизложенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, доводы жалобы со ссылкой на иное толкование норм, регулирующих порядок проведения предвыборной агитации, не могут быть признаны состоятельными и являться основанием для отмены постановления судьи районного суда как о том указано в жалобе. Доказательств соблюдения установленного порядка изготовления агитационного материала, в том числе финансирования, и его последующей демонстрации неопределенному кругу лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении ФИО3 представлено не было.
В судебном заседании ФИО3 и его защитник адвоката Чернявская А.В. поясняли, что плакат был изготовлен самим ФИО3, никаких финансовых затрат при этом понесено не было. Однако, судья полагает данные доводы необоснованными, поскольку непосредственно изготовление плаката требует финансовых вложений, в том числе на материалы, характер и качество плаката, изъятого у ФИО3 свидетельствует о наличии финансовых вложений. При этом позиция ФИО3 что демонстрируя изготовленный им плакат на публичном мероприятии, зная о проведении избирательной кампании, он выражал и пытался донести до окружающих свое отношение к одному из кандидатов в Президенты Российской Федерации, что как полагает ФИО3 и его защитник адвокат Чернявская А.В., является конституционным правом, не освобождают его от соблюдения предусмотренных законом требований о проведении предвыборной агитации, а доводы об отсутствии каких-либо финансовых затрат с учетом качества изготовленного плаката и примененных материалов, обоснованными признать нельзя.
В силу вышеизложенного иной агитационный материал - с содержанием изображения кандидата в Президенты Российской Федерации ФИО4, флагами Всероссийской политической партии «Единая Россия» и надписью «РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ», обнародованный путем демонстрации в шествии и на митинге ФИО3, проходивших на территории Заельцовского района г. Новосибирска 28 января 2018 года, является распространенным с нарушением требований закона – статьи 55 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» без предварительного уведомления комиссии до начала его распространения и без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, что запрещено законом и действия ФИО3 обосновано квалифицированы судьей районного суда по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Данные требования закона при назначении ФИО3 административного наказания судьей районного суда соблюдены.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, уставленного статьей 4.5 КоАП РФ, судьей в соответствии с правилами территориальной подсудности.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену либо изменений оспариваемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований к отмене либо изменению постановления судьи районного суда не имеется, а доводы жалобы по существу основаны на неверном толковании лицом, подавшим жалобы, норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 06 февраля 2018 года в отношении ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Судья