ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-1251/17 от 01.11.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Иванов М.А. дело № 7а-1251/2017

Р Е Ш Е Н И Е

город Ставрополь 1 ноября 2017 года

Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «Октябрьский» ФИО1 на решение судьи Левокумского районного суда Ставропольского края от 18 сентября 2017 года,

установил:

постановлением административной комиссии Левокумского муниципального района Ставропольского края № 3 от 11 мая 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Октябрьский» (далее - ЗАО «Октябрьский») прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Левокумского районного суда Ставропольского края от 18 сентября 2017 года, указанное постановление административной комиссии отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

В жалобе поданной в краевой суд генеральный директор ЗАО «Октябрьский» ФИО1, просит отменить решение судьи. Полагает, что оно является незаконным, поскольку вынесено с нарушением административного законодательства.

В возражениях на жалобу представитель министерства сельского хозяйства Ставропольского края ФИО2, просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, возражений, заслушав представителя ЗАО «Октябрьский» ФИО3 поддержавшую доводы жалобы по основаниям, изложенным в них, возражения представителя министерства сельского хозяйства Ставропольского края ФИО2, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, старшим государственным инспектором отдела растениеводства министерства сельского хозяйства Ставропольского края ФИО4 составлен протокол № 3 от 27 апреля 2017 года об административном правонарушении в отношении ЗАО «Октябрьский» по части 1 статьи 10".2 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (нарушение правил трансформации сельскохозяйственных угодий).

Материалы для рассмотрения направлены в административную комиссию Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Постановлением административной комиссии Левокумского муниципального района Ставропольского края № 3 от 11 мая 2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении ЗАО «Октябрьский» в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 44-48).

Принимая решение о прекращении производства по делу административная комиссия исходила из того, что в аренде ЗАО «Октябрьский» имеется участок с кадастровым номером «***» общей площадью 2014 га и земельный участок с кадастровым номером «***» общей площадью 18259 га. Из материалов дела об административном правонарушении невозможно установить местоположение частей земельных участков площадью 196,6 га и 518 га в общих массивах земельных участках, а также подтвердить площадь и вид сельскохозяйственных угодий указанных частей земельных участков, в отношении которых составлены материалы об административном правонарушении, так как схема и замеры данных частей не были составлены и приобщены к материалам дела об административном правонарушении. Не является преобразованием пастбищ в пашню их коренное улучшение.

Как видно из материалов дела, министерство сельского хозяйство Ставропольского края выявило нарушение ЗАО «Октябрьский» пункта 4 раздела 2 Правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края, утвержденных Приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14 февраля 2011 года № 30, а именно преобразование пастбищ, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами «***» и «***», находящихся в аренде у ЗАО «Октябрьский» и в общей долевой собственности граждан.

В протоколе об административном правонарушении указано, что 16 марта 2017 года главным специалистом- экспертом Левокумского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю - заместителем главного государственного инспектора Левокумского района Ставропольского края по использованию и охране земель ФИО5 произведено административное обследование земельных участков с кадастровыми номерами «***» и «***» категории сельскохозяйственного назначения путем визуального осмотра и анализа сведений, содержащихся в следующих документах: сведения, содержащиеся в материалах банка данных о наличии земель и их распределении по племсовхозу ЗАО «Октябрьский», выполненных в 1996 году «Ставрополь НИИгипрозем», г. Ставрополь; сведений, содержащихся в техническом отчете по геоботаническому обследованию природных кормовых угодий и земель мелиоративного фонда Левокумского района Ставропольского края и мероприятия по их рациональному использованию и улучшению, выполненных в 1995 году Государственным проектным институтом по землеустройству «Севкавгипрозем», г. Нальчик; сведения землеустроительного дела по межеванию земельного участка с кадастровым номером «***», выполненного ООО «Хозрасчетная группа землеустроителей» в 2010 году, с. Левокумское; сведения землеустроительного дела по межеванию земельного участка с кадастровым номером «***», выполненного ООО «Ставрополь НИИгипрозем» в 2006 году, с. Левокумское; контурные ведомости земельных угодий, имеющихся в материалах банка данных о наличии земель и их распределении по племсовхозу «Октябрьский» выполненных в 1996 году «Ставрополь НИИгипрозем», город Ставрополь.

Административной комиссией было установлено, что землеустроительная документация на земельные участки с кадастровыми номерами «***», «***» отсутствует. Другие вышеуказанные истребованные документы (сведения, содержащиеся в материалах банка данных о наличии земель и их распределении по племсовхозу ЗАО «Октябрьский», выполненных в 1996 году НИИгипрозем», г. Ставрополь и др.) имеют статус «для служебного пользования» и их направление в комиссию невозможно.

В результате обследования установлено, что в составе земельного участка с кадастровым номером «***» имеются пастбища площадью 196,6 га, которые распаханы.

В составе земельного участка с кадастровым номером «***»имеются пастбища площадью 1475,7 га, из которых 518 га распаханы.

Комиссия указала, что замеры земельного участка не производились. Схемы расположения земельных участков, из которых возможно определить место расположения пастбищ и их распаханных частей не составлялись. Осмотр территорий, принадлежащих ЗАО «Октябрьский» в соответствии со статьей 27.8 Кодекса об административных правонарушениях в Ставропольском крае не осуществлялся. Описание местоположения частей земельных участков, на которых совершено административное правонарушение не производилось.

Так же в протоколе об административном правонарушении указано, что в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края была направлена справка от 7 апреля 2017 года № 10-23/5023 по итогам изучения вопросов соблюдения требований действующего законодательства РФ и Ставропольского края в Левокумском муниципальном районе Ставропольского края при обороте земельных участков и долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и охраны среды обитания объектов животного мира. Территория пастбища на земельном участке с кадастровым номером «***» распахана ЗАО «Октябрьский» на площади 196,6 га вместо рекомендованных ФГБУ САС «Прикумская» к проведению коренного улучшения 154 га, что является нарушением пп. 19 п. 2 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 07 сентября 2010 года № 299- п.

Приложенная к материалам об административном правонарушении справка от 7 апреля 2017 года № 10-23/5023 межведомственной рабочей группы, созданной Правительством Ставропольского края, имеет отсылку (как на основание справки) к выше указанному акту административного обследования земельных участков с кадастровыми номерами «***» и «***» от 16 марта 2017 года главного специалиста эксперта Левокумского отдела Управления Росреестра по Ставрополе заместителя главного государственного инспектора Левокумского района Ставропольского края по использованию и охране земель Koваленко В.Н.

Также комиссией указано, что из представленных документов не представляется возможным установить место расположения и площадь частей земельных участков, в отношении которых произошло преобразование (трансформация) пастбищных угодий в пашню. Фотоматериалы в материалах дела отсутствуют.

В материалах дела имеется акт плановой проверки ЗАО «Октябрьский» от 31 октября 2016 года № 01-15/15/160 Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю, которым установлено отсутствие нарушений в области государственного земельного надзора, исследованы материалы агрохимического обследования земельных участков.

ЗАО «Октябрьский» представлено заключение ФГБУ станция агрохимической службы «Прикумская» от 14 марта 2017 года № 38 о необходимости коренного улучшения пастбищ в составе земельных участков с кадастровыми номерами «***» и «***», которое предписывает в течение 2 лет завершить поднятие плодородия до оптимальных значений по фосфору до оптимальных значений. С этой целью увеличить дозы вносимых удобрений. Пастбища использовать под посев эспарцета, фуражных зерновых и однолетних кормовых трав. Посев зерновых кормовых трав выполнять согласно ранее выданных в 2009 году рекомендаций.

Административная комиссия, сославшись на положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, связанные с защитой земель от деградации, в том числе производить агрохимическое обследование и мероприятия по улучшению плодородия земельных участков, пришла к выводу, что использование пастбищ для их коренного улучшения не является их преобразованием в пастбища.

Отменяя постановление административной комиссии от 11 мая 2017 года и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда указал, что административной комиссией не было учтено, что Приказ министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14 февраля 2011 года № 30 «Об утверждении Правил трансформации сельскохозяйственных угодий на территории Ставропольского края» содержит прямой запрет на трансформацию пастбищ. В ходе административного обследования главным специалистом-экспертом Левокумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО5 замеры границ земельных участков не производились, а площадь была установлена согласно поконтурных ведомостей земельных угодий, имеющихся в материалах банка данных о наличии земель и их распределении по племсовхозу «Октябрьский», выполненных специализированным учреждением.

С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административная комиссия Левокумского муниципального района Ставропольского края установила, что пастбища в составе земельных участков с кадастровыми номерами «***» и «***» используются по целевому назначению с проведением работ по коренному улучшению пастбищ в соответствии с рекомендациями ФГБУ станция агрохимической службы «Прикумская» №38 от 14 марта 2017 года по улучшению природных кормовых угодий.

Суду второй инстанции представитель ЗАО «Октябрьский» ФИО3 пояснила, что ЗАО «Октябрьский» не преобразовывал пастбища в пашню или иные сельскохозяйственные угодья, пастбища ЗАО «Октябрьский» ими используются для выпаса скота и выполняются рекомендации по агрохимическому обследованию земельных участков и повышения плодородия части пастбищ путем их коренного улучшения.

Принимая вышеуказанное решение, суд также в обоснование выводов о необходимости предоставления проекта рекультивации земель сослался на Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», которое не регулирует отношения по улучшению природных кормовых угодий и не может применяться при проведении работ по коренному улучшению пастбищ.

Судом неверно указано о совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, что привело к неправильному определению срока привлечения к административной ответственности (1 год).

Нарушение правил трансформации сельскохозяйственных угодий не относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования, а представляет собой предусмотренный краевым законом факт правонарушения в области сельского хозяйства - правонарушения в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 24.5 КРФоАП относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При вынесении решения судья районного суда не учел, что обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ЗАО «Октябрьский» были выявлены 16 марта 2017 года. Протокол по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Октябрьский» составлен 27 апреля 2017 года, следовательно, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КРФоАП, по настоящему делу истек 16 мая 2017 года, вследствие чего у суда отсутствовали основания для возвращения дела на новое рассмотрение за пределами срока давности.

При таких обстоятельствах решение судьи Левокумского районного суда от 18 сентября 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, также подлежит отмене постановление административной комиссии, а производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений статей 4.5, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности не может возобновляться обсуждение вопроса о наличии или отсутствии вины лица во вменяемом административном правонарушении.

Принимая во внимание изложенное, при наличии принятого решения о прекращении производства по делу, вопрос о виновности ЗАО «Октябрьский», по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться, не может.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КРФоАП,

решил:

жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «Октябрьский» ФИО1 – удовлетворить.

Решение судьи Левокумского районного суда Ставропольского края от 18 сентября 2017 года и постановление административной комиссии Левокумского муниципального района Ставропольского края № 3 от 11 мая 2017 года - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношениизакрытого акционерного общества «Октябрьский» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КРФоАП – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья краевого суда О.Р. Корнушенко