Судья Залугин С.В. Дело №7А-1295/2017
РЕШЕНИЕ
город Ставрополь 06 декабря 2017 года
Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. на решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 августа 2017 года,
установил:
постановлением главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО1 №17-/Ф/1-321/3 от 28 июня 2017 года глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 августа 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. просит отменить постановление и решение суда, полагая, что они вынесены по не полностью выясненным обстоятельствам и с нарушением административного законодательства.
В возражениях на жалобу представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО2 просит решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 августа 2017 года оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав представителя главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. по доверенности ФИО3, поддержавшего доводы жалобы и просившего ее удовлетворить, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу поступило обращение от 14 апреля 2017 года №3-87/13-03 о том, что в р.Кума с восточной стороны от ст.Подгорной Георгиевского района Ставропольского края и на западной стороне от ст.Александрийской в заводи обнаружены следы нефтяного мазута.
При проведении административного расследования 18 апреля 2017 года были отобраны пробы сточной и природной воды. В рамках отбора был определен источник, из которого поступала загрязненная нефтепродуктами вода, а именно канал, расположенный на пересечении улиц Астраханская и переулок Северный в городе Минеральные Воды. Указанный канал расположен полностью в водоохраной зоне реки Кума, вода в него поступает через две трубы, по которым производился сброс сточных вод в водный объект федерального значения р.Кума.
В рамках расследования совместно со специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по КМВ» были отобраны пробы сточной и природной воды в области места сброса и после экспертного анализа данных проб был установлен факт превышения концентрации загрязняющих веществ, в частности, нефтепродуктов, в пробе сточных вод. Также были отобраны пробы природной воды выше и ниже данного канала. Отбор проб сточной воды с канала в реку Кума был произведен три раза с промежутком в 1 час (пробы № 154, № 157 и № 160).
Согласно протоколов испытаний (измерений) от 24 апреля 2017 года выявлены превышения загрязняющих веществ в несколько раз.
В рамках расследования на запрос государственного инспектора в области окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО1 Администрация Минераловодского городского округа направила письмо, указав, что выпуск ливнеотводящей системы г.Минеральные Воды по адресу пересечение ул.Астраханская и пер.Северный отсутствует, так как сброс сточных вод осуществляется с территории общего пользования г.Минеральные Воды. Источником данного сброса является выпуск городской ливнеотводящей системы, куда могут отводится сточные воды от погодных условий, хозяйственно-бытовой жизнедеятельности населения и промышленной деятельности населения. Ливневый коллектор, расположенный по пер.Северный г.Минеральные Воды, числится в реестре муниципальной собственности Минераловодского городского округа.
Эти обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. постановления от 28 июня 2017 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, лицо, совершившее административное правонарушение, а также его вина.
Указанные требования закона судьей городского суда не выполнены.
Так, судом не принято во внимание, что в соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами предоставляется на основании договоров водопользования и на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Без предоставления водных объектов водопользование осуществляется при использовании водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, и при использовании водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации обственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Поскольку договор водопользования с главой Минераловодского городского округа не заключался, решения о предоставлении главе Минераловодского городского округа в пользование водного объекта не принималось, глава Минераловодского городского округа водопользователем не является, в связи с чем на него не распространяются приведенные в статье 39 Водного кодекса Российской Федерации обязанности.
Кроме того, судьей городского суда не учтено, что из системного анализа статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Минераловодского городского округа следует, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 10 статьи 34 Устава Минераловодского городского округа глава Минераловодского городского округа, осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения Минераловодского городского округа, если эти полномочия не находятся в компетенции Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края и администрации Минераловодского городского округа.
В соответствии со статьями 34, 38 Устава Минераловодского городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация водоснабжения населения и водоотведение в границах городского округа относится к полномочиям администрации минераловодского городского округа, а не к полномочиям главы Минераловодского городского округа.
Таким образом, вывод судьи городского суда о том, что глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в действиях главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО1 №17-/Ф/1-321/3 от 28 июня 2017 года и решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 августа 2017 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. удовлетворить.
Постановление главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО1 №17-/Ф/1-321/3 от 28 июня 2017 года и решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 24 августа 2017 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева