ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-135/2014 от 22.05.2014 Вологодского областного суда (Вологодская область)

       Судья Воробьев П.В.

  №7а-135/2014

РЕШЕНИЕ

     г. Вологда

  22 мая 2014 года

 Судья Вологодского областного суда Слепухин Л.М. при секретаре Другове Д.Н. рассмотрел жалобу уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований (город Вологда) Санкт – Петербургской таможни ФИО1 на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 16.04.2014, которым производство по делу об административном правонарушении №... предусмотренном статьей 16.16 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Северсталь» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

 <ДАТА> уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований (город Вологда) Санкт – Петербургской таможни ФИО1 в отношении открытого акционерного общества «Северсталь» (далее–ОАО «Северсталь») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), согласно которому <ДАТА> в адрес получателя ОАО «Северсталь» поступил товар – зола рисовой шелухи «...» код товара по ТН ВЭД – ..., в количестве ... грузовых мест, весом брутто ... кг, стоимостью ... евро. Товар прибыл по товаросопроводительным документам: транзитная декларация №..., транспортная накладная №... от <ДАТА>, инвойс №... от <ДАТА>, коносамент №... от <ДАТА>.

 <ДАТА> ОАО «Северсталь» были представлены, а таможенным органом зарегистрированы документы для помещения указанного выше товара на временное хранение.

 <ДАТА> на Череповецкий таможенный пост поступило заявление ОАО «Северсталь» о необходимости продления срока временного хранения товара размещенного по ДО1 №... от <ДАТА> свыше 2 месяцев - до максимально возможного. Срок был продлен до максимально возможного - до <ДАТА> включительно.

 <ДАТА> в адрес Общества Череповецким таможенным постом было направлено уведомление о предстоящем истечении срока временного хранения.

 <ДАТА> в адрес ОАО «Северсталь» таможенным органом был направлен Акт об истечении сроков временного хранения, который вручен в тот же день.

 Предельный срок хранения товара истек <ДАТА>, однако ОАО «Северсталь» не были приняты меры по таможенному оформлению товара для его выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо для помещения под иную таможенную процедуру.

 В судебном заседании представители ОАО «Северсталь» по доверенности ФИО2 просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Пояснил, что ОАО «Северсталь» подало в таможню декларацию до истечения срока временного хранения товара, указанный теплоизоляционный материал не является отходом производства и потребления, а является товаром, который произведен специально для Общества в целях использования в качестве сырья в технологическом процессе выплавки стали, и представляет собой высококачественный, натуральный, теплоизоляционный материал. Кроме того, товар не является утилизацией отхода (рисовой шелухи), поскольку процесс его изготовления включает не просто сжигание этой шелухи, но и дополнительные технологические операции, а так же товар не подлежит лицензированию.

 В судебном заседании представитель Федеральной таможенной службы Северо-западного управления Санкт-Петербургской таможни по доверенности ФИО1 считал протокол об административном правонарушении правомерным, просил привлечь ОАО «Северсталь» к административной ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

 Судом принято приведенное выше постановление.

 В жалобе уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований (город Вологда) Санкт – Петербургской таможни ФИО1 просит постановление судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование приводит прежние доводы.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Санкт-Петербургской таможни ФИО1, поддержавшего жалобу, представителя ОАО «Северсталь» ФИО2, полагавшего постановление судьи законным и обоснованным, прихожу к следующему.

 Статьей 16.16 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров.

 В соответствии со ст.170 Таможенного кодекса Таможенного союза, срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца.

 В соответствии с п.3 ст.174 ТК ТС, помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

 Нарушение срока временного хранения выражается в непринятии лицом в течение срока временного хранения всех надлежащих мер по выпуску товаров: подача таможенной декларации, а также действия, которые необходимо выполнить для соблюдения условий выпуска товаров, установленных статьей 195 ТК ТС, уплата таможенных пошлин, налогов или обеспечение их уплаты, соблюдение запретов, ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; соблюдение условий помещения товаров под таможенный режим.

 Из материалов дела усматривается, что в адрес ОАО «Северсталь» поступил товар - зола рисовой шелухи «...» код товара по ТН ВЭД – ..., в количестве ... грузовых мест, весом брутто ... кг помещен на временное хранение. По истечении продленного до <ДАТА> срока временного хранения товар ОАО «Северсталь» не был помещен под таможенную процедуру.

 Прекращая производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, суд пришел к обоснованному выводу о пропуске ОАО «Северсталь» срока предельного хранения товара в связи с неправомерными действиям таможенного органа в виде отказа в выпуске товара по декларации, необоснованном истребовании у Общества лицензии.

 В силу п.1 ст.63 ТК ТС при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

 Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (ч.1 ст.152 ТК ТС).

 Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 442 от 17.07.2003 «О трансграничном перемещении отходов» установлено, что ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов, в целях их использования осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.

 Перечень опасных отходов установлен в Приложении №1 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденным указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

 В силу статьи 181 ТК ТС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

 В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются, в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

 Таможенные органы осуществляют выпуск товаров при соблюдении условий, перечисленных в пункте 1 статьи 195 ТК ТС, в частности, когда таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и иными международными договорами государств - членов Таможенного союза.

 При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, таможенный орган отказывает в выпуске товара.

 Отказывая в выпуске товара по декларации, таможенный орган указал на отсутствие у ОАО «Северсталь» лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторга России) на ввоз опасных отходов, к которым и был отнесен товар - зола рисовой шелухи «...».

 В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов ввоз и вывоз отходов, за исключением транзита через государства - члены Таможенного союза в целях их удаления, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (Положение о применении ограничений, Приложение №2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134; далее - Положение).

 В пункте 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (Приложение №1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134; далее - Единый перечень) приведены наименования и иные признаки товаров - опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного Союза при ввозе и (или) вывозе.

 Понятие отходов, применяемое в таможенных целях, отражено в подпункте 1 пункта 8 Положения, под которыми понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств - членов Таможенного союза.

 Кроме того, на территории Российской Федерации Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Статьей 1 данного Закона предусмотрено, что одним из основных критериев отнесения товаров к отходам производства и потребления является утрата ими потребительских свойств.

 Как указано в статье 1 Закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

 Суд правильно оценил приведенные нормативные положения и указал, что одним из основных критериев отнесения товаров к отходам производства и потребления является утрата ими потребительских свойств.

 Необходимым условием отнесения товара - зола рисовой шелухи «...», к товарам, при вывозе которых с таможенной территории Российской Федерации в силу пункта 2.3 Единого перечня требуется представление лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является подтверждение того факта, что такие товары утратили потребительские свойства и не пригодны для дальнейшей эксплуатации.

 Между тем из письма ... №... от <ДАТА> следует, что зола рисовой шелухи, используемая как теплоизоляционный материал в конвертерном производстве для теплоизоляции и защиты металла от вторичного окисления и газонасыщения в промежуточном ковше машины непрерывного литья заготовок ОАО «Северсталь», не является отходом производства и потребления и деятельность по обращению с данным товаром не подлежит лицензированию.

 Согласно сертификату соответствия ГОСТ Р №..., продукция: огнеупорная продукция - теплоизолирующая изоляционная смесь на основе биогенного кремния (рисовой лузги) для теплоизоляции и защиты металла от вторичного окисления и газонасыщения в промежуточном ковше машины непрерывного литья заготовок в сталеплавильном производстве, т.м. .... Серийный выпуск по контракту №... от <ДАТА>. Соответствует требованиям нормативных документов.

 Производитель продукции в письме также информирует, что товар ... не является ни шлаком, ни летучей золой, ни отходами какого-либо производства, его изготавливают целенаправленно для использования в металлургии для изоляции поверхности раскаленного металла с целью не допущения потерь тепла.

 Данный вывод подтверждается экспертным заключением ... №... от <ДАТА>, в соответствии с которым данная продукция является продуктом (материал для покрытия свободной поверхности расплавленного металла) представляет собой крупнозернистый порошок, полученный в производственных условиях путем высокотемпературного обжига качественного биогенного сырья в печи роторного типа (не являющейся пиролизной установкой) в условиях ограниченной подачи кислорода, который является сырьем в производстве стали в металлургии для изоляции поверхности расплавленного металла с целью не допущения потерь тепла.

 Ввезенный Товар (...) произведен специально для Общества в целях использования в качестве сырья в технологическом процессе выплавки стали и представляет собой высококачественный, натуральный, теплоизоляционный материал на основе биогенного кремнезёма, имеет потребительские свойства, что обусловлено существующей технологией его использования в металлургическом производстве.

 В соответствии с условиями контракта от <ДАТА> №... Общество покупает огнеупорную продукцию (...). Качество этой продукции подтверждается Сертификатом качества продукции (п. 4.14 контракта). Продавец взял на себя обязательство произвести (создать) эту продукцию определенного качества (наполнения), установил гарантийный срок годности на эту продукцию, обязался заменить дефектную продукцию (пп. 5.1. -5.3. контракта).

 Технологический процесс изготовления товара включает не только термическую обработку исходного сырья, но и дополнительные технологические операции, например, просеивание. В результате технологического процесса опасный отход рисовой лузги перестает существовать вовсе или образуется лишь в виде остатка рисовой лузги (не подвергшейся достаточной термической обработки и удаляемой просеиванием теплоизолирующей смеси), который Обществом не ввозится. Продукция производится на специальном оборудовании (не является мусоросжигательным оборудованием или печкой для сжигания отходов).

 Таким образом, данная продукция не относится к отходам производства, а является продуктом промышленного производства – сырьем для производства стали. Следовательно, указанный продукт не мог быть классифицирован таможенным органом как отходы, в связи с чем обязанность по представлению каких-либо разрешений и лицензий в отношении ввезенного Обществом товара, законодательно не установлена.

 Следовательно, вывод суда об отсутствии правовых оснований представления соответствующей лицензии при предъявлении к таможенному оформлению товара - зола рисовой шелухи «...», правомерен.

 Во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса в обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, входит оценка доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

 Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

 Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 При указанных выше обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о недоказанности вины ОАО «Северсталь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 КоАП РФ.

 Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

 Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.

 Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

 постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 16.04.2014 оставить без изменения, жалобу уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований (город Вологда) Санкт – Петербургской таможни ФИО1 - без удовлетворения.

 Судья
Вологодского областного суда Л.М. Слепухин