РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Полняков А.А. Дело № 7А-187/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.,
при секретаре Протас И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО1 на не вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 03 апреля 2019 года, которым постановление №, вынесенное заместителем министра регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО1 29 января 2019 года о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного бухгалтера АО «Специализированный застройщик «Акфен» ФИО2 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав представителей Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО1 № от 29 января 2019 года должностное лицо – главный бухгалтер АО «Специализированный застройщик «Акфен» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО2 обратилась в районный суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судом принято вышеуказанное решение.
На решение районного суда поступила жалоба должностного лица, вынесшее постановление - заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО1, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит, в том числе представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Пунктом 6 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов установлено, что контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Контролирующий орган осуществляет контроль за деятельность застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (п. 7 части 6 ст. 23)
Правилами предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 645 (действовавших до 22 марта 2019 года) установлено, что настоящие Правила устанавливают состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) (п. 1). Застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность) (п. 2). В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 2). Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления (п. 7). Форма, предусмотренная приложением N 2 к настоящим Правилам, заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости и представляется начиная с квартала, в течение которого был заключен первый договор, и по квартал, в течение которого застройщиком были исполнены обязательства по последнему договору (п. 8).
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 января 2006 г. № 06-2/пз-н утверждены Методические указания по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, которые определяют порядок заполнения форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (п. 1). Отчетность составляется на основе индивидуальных данных застройщика, данных о создаваемых объектах недвижимости, а также данных бухгалтерского учета и отчетных документов застройщика (п. 1.2). Отчетность должна в полном объеме отражать сведения, предусмотренные в формах отчетности застройщика (п. 1.3). При заполнении форм отчетности не допускается: изменять смысловое содержание показателей, указанных в формах отчетности; исключать или изменять установленную последовательность форм отчетности; отражать несколько показателей в одной графе отчетности, тем самым нарушая логическую структуру формы отчетности; вносить исправления в формы отчетности (п. 1.4).
В разделе 3 дано указание по заполнению формы «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства (по заполнению Приложения № 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности).
В пункте 3.10 Методических указаний предписано, что в отчете о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства, должны быть указаны данные об исполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве отражаются на основании документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности застройщика.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении 30 октября 2018 года должностное лицо – главный бухгалтер АО Специализированный застройщик «Акфен» ФИО2 представила в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2018 года.
В отчете застройщика за 3 квартал 2018 года в статье 1551 «Обязательства по 214-ФЗ (ДДУ)» бухгалтерского баланса на 30 сентября 2018 года обязательства застройщика по договорам долевого участия с участниками долевого строительства отражены в сумме 2655739 тыс. руб. (2655,74 млн. руб.).
В графе 11 «Общая сумма неисполненных обязательств по договорам» Приложения № 2 Правил составляет 2847,0 млн. руб. Разница составила 191,26 млн. руб.
Из пояснений ФИО2 следует, что возникшая разница в сумме 191,26 млн. руб. состоит из суммы вознаграждения заказчика-застройщика за 2018 год (147,48 млн. руб.) и переходящего остатка за периоды до 01 января 2018 года по домам, ранее введенным в эксплуатацию (без указания конкретной суммы).
Принимая оспариваемое решение, судья районного суда, сославшись на изменение редакций статьи 5 пункта 1 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда не в полном объеме установлены обстоятельства дела, не дана оценка представленным доказательствам, расхождению между бухгалтерской документацией общества и представленной отчетностью застройщика, несмотря на то, что из вышеприведенных норм следует, что ежеквартальная отчетность застройщика составляется на основании документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности застройщика.
Учитывая изложенное, вывод судьи об отсутствии в деянии должностного лица - главного бухгалтера АО Специализированный застройщик «Акфен» ФИО2 события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах решение судьи, подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
С учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса подлежит направлению на новое рассмотрение в районный суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 03 апреля 2019 года отменить дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного бухгалтера АО «Специализированный застройщик «Акфен» ФИО2 возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Е.И. Ткач