ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-1/19 от 17.01.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ильин М.С. №7А-1/2019

Р Е Ш Е Н И Е 17 января 2019 годаг. Калининград

Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.,

при секретаре Киячко А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 26 ноября 2018 года, которым постановление заместителя начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области ФИО2 от 24 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Заслушав объяснения защитника ФИО1 Карпуша В.А. по доверенности поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Росприроднадзора по Калининградской области ФИО2, возражавшегопротив доводов жалобы, считавшего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области ФИО2 от 24 сентября 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, выразившееся в том, что в период с 14 по 15 июня 2018 года на земельном участке, расположенном по адресу <адрес> с помощью специальнойтехники самовольно снял плодородный слой почвы, который по состоянию на 27 июня 2018 года, складирован вдоль северо-западной границы участка.

Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением должностного лица ФИО1 обратился в районный суд с жалобой, в которой указывал, что административный орган при привлечении его к административной ответственности не учел то, что перемещенная им почва не является плодородным слоем, что подтверждается протоколом испытания, проведенным ФГБУ «<данные изъяты>» от 11 сентября 2018 года.Просил отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья районного суда принял вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением, ФИО1 подал на него жалобу, в которой просит отменить решение суда, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Доводы жалобы приводит аналогичные доводам жалобы, поданной в районный суд.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятых решений, нахожу их подлежащими оставлению без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения является установленная законодательством охрана окружающей среды и природопользования.

Предметом данного правонарушения могут быть земли всех категорий, выделенных по целевому назначению статьей 7 ЗК РФ, в том числе и земли особо охраняемых территорий.

Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, т.е. любые самовольные действия, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для окружающей среды.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к ФЗ от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее Закон об охране окружающей среды).

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закон об охране окружающей среды).

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).

При этом под компонентами природной среды понимается земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Статьей 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении в Управление Росприроднадзора по Калининградской области 18 июня 2018 года поступило обращение о совершении ФИО1 снятия и перемещения плодородного слоя почвы с использованием технических средств с земельного участка с кадастровым номером расположенного на особо охраняемой природной территории по адресу <адрес>.

Проведенным 27 июня 2018 года обследованием было установлено, что снятый грунт складирован (сгуртован) вдоль северо-западной границы участка с кадастровым номером , арендатором которого является ФИО3 Данные работы ФИО1 производились в период с 14 по 15 июня 2018 года без каких-либо разрешительных документов.

Факт административного правонарушения подтверждаетсяактом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 27 июня2018 года, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 20 сентября 2018 года, выписками из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и и иными доказательствами.

Как следует из акта обследования земельного участка при обследовании земельного участка зафиксировано наличие в грунте растительности и почвы.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности, судья районного суда правильно пришел к выводу о том, что самовольное перемещение почвы земли является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду (порчи почвы, как компонента окружающей среды), в результате чего происходит ее деградация, в связи с чем усмотрел в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.

Доводы подателя жалобы в части отсутствия плодородного слоя на земельном участке, на котором им перемещен слой почвы, что по его мнению, подтверждается протоколами испытаний и от 11 сентября 2018 года, подготовленных специалистом отдела агрохимии ОИ ФГБУ «<данные изъяты>» является несостоятельным. Как следует из данных протоколов в пробах грунта, представленных на исследования, присутствуют органические вещества свойственные признакам почвы.

Из пояснений свидетеля М., специалиста отдела агрохимии ФГБУ «<данные изъяты>», следует, что на земельном участке, с которого был перемещен слой почвы, произрастает растительность: буханник шерстистый травяной, кустарники, деревья: груша дикая, береза пятилетняя. Слой почвы песчаный, мощность плодородного слоя (прикорневой ком) 2 см.

Судья районного суда правильно исходил из того, что в протоколах испытаний(образец почвы был взят с двух смежных земельных участков), указано на наличие в почве органических веществ (0,30 % и 2,1%), что указывает на наличие плодородного слоя почвы, который является верхней гумусированной частью почвенного слоя, обладающим наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам.

Наказание ФИО1 назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и в пределах санкции ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.

Все обстоятельства имеющие значение для дела, в оспариваемых актах установлены полно, им дана надлежащая оценка, оснований для отмены или изменения решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Е.И. Ткач