ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-205/2021 от 01.06.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья: Вардах Ю.В. УИД39RS0019-01-2021-000369-97

12-37/2021

РЕШЕНИЕ

от 01 июня 2021 года № 7А-205/2021

Судья Калининградского областного суда Быстрова М.А., при помощнике судьи Волчковой М.В. рассмотрел жалобу ООО «Атлас-Маркет» на не вступившее в законную силу решение Советского городского суда Калининградской области от 01 апреля 2021 года, которым постановление заместителя начальника Куршского межрайонного отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства Семенчатенко А.А. от 25.01.2021 года № 08С-11/21 о привлечении ООО«Атлас-Маркет» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено в части, исключены выводы о виновности ООО «Атлас-Маркет» в нарушении требований законодательства, выразившихся в превышении допустимых концентраций вредных веществ согласно протоколам лабораторных анализов от 25.03.2019 № 01.19.148, от 30.05.2019 № 01.19.396, от 02.07.2019 №01.19.547, от 23.07.2019 № 01.19.260, от 11.09.2019 № 01.19.760, от02.10.2019 № 01.19.842, от 19.11.2019 № 01.19.991, от 27.11.2019 №01.19.042, от 25.03.2019 № 01.19.149, от 23.05.2019 № 01.19.398, от23.07.2019 № 01.19.621, от 11.09.2019 № 01.19.761, от 07.10.2019 №01.19.643, от 19.11.2019 № 01.19.990, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Куршского межрайонного отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства (далее – Отдел) Семенчатенко А.А. от 25.01.2021 года № 08С-11/21 ООО «Атлас-Маркет» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «Атлас-Маркет» обжаловало его в суд, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просило постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судьей Cоветского городского суда Калининградской области по делу вынесено решение от 01 апреля 2021 года, изложенное выше.

В жалобе на решение ООО «Атлас-Маркет», приводя доводы, аналогичные тем, которые были рассмотрены в городском суде, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.

Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей решения, суд находит его подлежащим оставлению без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Согласно ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «Орыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из подп. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380), одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать вреда окружающей среде (ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

В силу ч. 4 и 6 ст. 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с подп. «а» п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045) запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица № 1 приложения к Приказу), а также нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (таблица № 2 приложения к Приказу).

Как следует из материалов дела, в целях сброса сточных вод, в том числе дренажных, решениями министра природных ресурсов и экологии Калининградской области от 10.03.2017 года № 39-01.01.00.001-Р-РСВК-С-2017-00747/00, от 10.03.2017 года № 39-01.01.00.001-Р-РСВК-С-2017-00747/00, от 10.03.2017 года № 39-01.01.00.001-Р-РСВК-С-2017-00746/00 ООО «Атлас-Маркет» на период с 10.03.2017 года по 12.05.2021 года предоставлен водный объект – река Неман. Юридическому лицу определены 3выпуска в реку: выпуск № 1 с координатами выпуска: 55?05?34,28?? с.ш. 21?52?52,69?? в.д. на расстоянии 57,95 км от устья; выпуск № 2 с координатами выпуска: 55?05?36,86?? с.ш. 21?52?30,2?? в.д. на расстоянии 57,65 км от устья, выпуск № 3 с координатами выпуска: 55?05?28,87?? с.ш. 21?53?08,69?? в.д. на расстоянии 58,35 км от устья. Приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления от13.05.2016 года № 213 утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Неман для ООО «Атлас-Маркет».

При проведении прокуратурой города Советска Калининградской области совместно с Отделом проверки деятельности ООО «Атлас-Маркет» по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, водопользования выявлены нарушения юридическим лицом при сбрасывании сточных вод в водный объект установленных законодательством и решением о предоставлении водного объекта в пользование нормативов, влекущие негативное воздействие на среду обитания водных биологических ресурсов. По результатам анализа представленных ООО «Атлас-Маркет» по запросу прокуратуры протоколов лабораторного анализа за 2019-2020 годы установлено превышение допустимых концентраций вредных веществ. Так, в протоколах лабораторных анализов от 25.02.2020 № 01.20.150, от 25.02.2020 № 01.20.149, от 16.03.2020 №01.20.230, от 16.03.2020 № 01.20.229, от 14.05.2020 №01.20.481, от14.05.2020 № 01.20.482, от 20.05.2020 №01.20.539, от 20.05.2020 №01.20.540, от 17.06.2020 № 01.20.633, от 10.08.2020 № 01.20.998, от10.08.2020 № 01.20.999, от 20.08.2020 № 01.20.1152, от 20.08.2020 №01.20.1153, от 20.08.2020 № 01.20.1154, от 25.09.2020 № 01.20.1306, от25.09.2020 № 01.20.1307 отмечено превышение взвешенных веществ от 1,4 до 6,5 раз (при нормативе – 20,75 мг/дм3), ХПК от 1,1 до 23 раз (при нормативе – 30 мг/дм3), БПК5 от 1,1 до 80 раз (при нормативе – 2,0 мг/дм3), алюминия от 2,85 до 27 раз (при нормативе – 0,04 мг/дм3), железа от 1,04 до 6,5 раз (при нормативе – 0,10 мг/дм3), нефтепродуктов от 0,5 до 8 раз (при нормативе – 0,05мг/дм3), фенола в 2 раза (при нормативе – 0,001 мг/дм3). Превышения нормативов по выбросу перечисленных выше веществ установлены и в протоколах лабораторных анализов за 2019 год.

Также при рассмотрении данного административного дела судом первой инстанции установлено, что отбор проб, по результатам анализа которых установлены превышения нормативов сброса вредных веществ, по протоколам лабораторных анализов от 25.03.2019 № 01.19.148 (отбор проб проведен 12.03.2019), от 30.05.2019 № 01.19.396 (отбор проб проведен 15.05.2019), от 02.07.2019 № 01.19.547 (отбор проб проведен 18.06.2019), от 23.07.2019 № 01.19.260 (отбор проб проведен 16.07.2019), от 11.09.2019 № 01.19.760 (отбор проб проведен 21.08.2019), от 02.10.2019 № 01.19.842 (отбор проб проведен 17.09.2019), от 19.11.2019 № 01.19.991 (отбор проб проведен 24.10.2019), от 27.11.2019 № 01.19.042 (отбор проб проведен 07.11.2019), от 25.03.2019 № 01.19.149 (отбор проведен 12.03.2019), от 23.05.2019 № 01.19.398 (отбор проб проведен 15.05.2019), от 23.07.2019 № 01.19.621 (отбор проб проведен 16.07.2019), от 11.09.2019 № 01.19.761 (отбор проб проведен 21.08.2019), от 07.10.2019 № 01.19.643 (отбор проб проведен 17.09.2019), от 19.11.2019 № 01.19.990 (отбор проб проведен 24.10.2019) проводился в период с 12.03.2019 по 24.10.2019.

С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии оснований для изменения состоявшегося по делу постановления и исключения из него выводов должностного лица о нарушениях ООО «Атлас-Маркет», выразившихся в превышении установленных нормативов сброса сточных вод, отраженных в протоколах за 2019 год, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, поскольку срок привлечения ООО «Атлас-Маркет» к административной ответственности за данные нарушения истек.

Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Атлас-Маркет» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана правильная оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Проверяя правомерность привлечения ООО «Атлас-Маркет» к административной ответственности, судья районного суда, оценив представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, что допущенное ООО «Атлас-Маркет» нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В рассматриваемом случае ООО «Атлас-Маркет», имея возможность для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, водопользования, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьи городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и вывод о виновности ООО «Атлас-Маркет» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемых актов не ставят.

Административное наказание ООО «Атлас-Маркет» назначено в пределах санкции статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.

При этом учитывая, что обстоятельств предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не установлено, судья городского суда обоснованно не усмотрел оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заменены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрение дела об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 01 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья М.А. Быстрова