Судья: Куракина И.В. Дело № 7А-209/2020
Р Е Ш Е Н И Е
2 июля 2020 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Струковой А.А.
при секретаре – Лосиковой С.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника директора МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» Курносова Ю.М. на не вступившее в законную силу решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 30 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Заслушав объяснения защитника директора МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» Курносова Ю.М. – ФИО1, поддержавшей жалобу, мнение представителей Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области – ФИО2 и ФИО3, полагавший решение не подлежащим отмене, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением первого заместителя руководителя (директора) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО4 от 27 июня 2019 года № 04окк-04-38 назначено директору МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» Курносову Ю.М. административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, выразившегося в том, что МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» в лице директора Курносова Ю.М. в нарушение законодательства о государственном регулировании платы за технологическое присоединение абонентов к централизованным сетям водоотведения заключило 30 июля 2018 года с ФИО5 договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения многоквартирного жилого дома, расположенного на ул.Петропавловская,3»А» в пос.Невское Гурьевского района, по условиям которого подключаемая нагрузка составляет 9 куб.м в сутки и для водоотведения указанного объекта необходимо построить водопровод диаметром менее 200 мм длиной 4,5 м, при этом размер платы установлен в сумме 19 782,94 руб. (без учета НДС) и определен путем произведения действующего тарифа на расстояние от точки подключения объекта заявителя до точки централизованной сети водоотведения в размере 4398,43 руб./км на расстояние от точки подключения на централизованной сети водоотведения диаметром менее 200 мм протяженностью 4,5 погонных метров без учета установленного приказом Службы от 6 октября 2015 года № 140-02тпв/15 тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в размере 63800 руб./куб.м/сутки.
В жалобе на указанное постановление защитник Курносова Ю.М. ставил вопрос об его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь в основном на то, что при заключении договора с ФИО5 правомерно была применена установленная ставка тарифа за протяженность сети без учета ставки тарифа на подключаемую нагрузку, поскольку для технологического присоединения предприятие дополнительных расходов не понесло. Также полагает, что в том случае, если размер платы по указанному договору определен неверно, деяние следует квалифицировать по ст. 9.21 КоАП РФ.
Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 30 января 2020 года указанное постановление по делу об административном правонарушении изменено путем снижения размера административного штрафа до 25 000 руб., в остальной части это же постановление оставлено без изменения, жалоба Курносова Ю.М. – без удовлетворения.
В жалобе на судебное решение защитник Курносова Ю.М. просит его отменить, указывая, что плата за подключение носит компенсационный характер по отношению к затратам, понесенным регулируемой организацией на создание инженерных сетей, а в данной ситуации у предприятия для подключения объекта ФИО5 к сетям водоотведения отсутствовала необходимость создания дополнительных объектов водоотведения, в связи с чем плата за мощность равна 0, то есть не подлежит начислению. Также отмечает, что находящиеся на обслуживании предприятия сети на территории Гурьевского городского округа не объединены в единую технологическую систему, а поселок Невское Гурьевского района не включен в перечень населенных пунктов, в которых инвестиционной программой предприятия предусматривается создание дополнительных мощностей, то есть в целях технологического подключения объекта ФИО5 к сетям водоотведения предприятие не несет затрат.
Проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения, суд находит их подлежащими оставлению без изменения.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно ст.ст. 18, 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения относится подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Следовательно, регулированию подлежат тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Регулированию также подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке.
В соответствии с п. 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке.
Согласно п. 121 Методических указаний размер платы за подключение устанавливается органом регулирования индивидуально только в случае, если величина присоединяемой (подключаемой) нагрузки объектов превышает 250 куб.м в сутки или присоединение осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки).
Таким образом, плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения может быть определена только двумя способами, а именно: исходя из установленных органом регулирования тарифов либо установленной органом регулирования индивидуальной платы.
Для установления платы за подключение (технологическое присоединение) потребителя регулируемая организация не обращалась.
Следовательно, размер платы за подключение к централизованным сетям водоотведения в данном случае должен быть произведен исходя из установленных тарифов на подключение.
В пункте 116 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФТС России от 27.12.2013г. № 1746-э, приведена формула расчета платы за подключение.
Так, размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) по следующей формуле:
,
где:
ПП - плата за подключение объекта абонента к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.;
- ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной или канализационной сети, тыс. руб./куб. м в сут.;
М - подключаемая нагрузка (мощность) объекта абонента, определяемая исходя из диаметра подключаемой водопроводной или канализационной сети, куб. м/сут.;
- ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети диаметром d, тыс. руб./км;
L - протяженность водопроводной или канализационной сети от точки подключения объекта заявителя до точки подключения создаваемых организацией водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, км.
По решению органа регулирования тарифов ставки тарифов за подключаемую нагрузку и протяженность водопроводной и канализационной сети могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от условий прокладки сетей.
Из содержания приведенных норм следует, что тариф на подключение включает в себя ставку тарифа на подключаемую нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения объекта до точки подключения к централизованным системам.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утвержден, помимо иных, типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Приложением № 4 к такому типовому договору предусмотрено, что в случае если для осуществления подключения (технологического присоединения) объектов заказчика организации водопроводно-канализационного хозяйства необходимо провести мероприятия по созданию (реконструкции) объектов централизованной системы водоотведения, не связанные с увеличением мощности централизованной системы водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) должна определяться путем произведения установленного органом регулирования тарифа на подключение, подключаемой нагрузки в точке подключения, расстояния от месторасположения объекта до точки подключения к централизованной системе водоотведения.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 6 октября 2015 года № 140-02тпв/15 утверждены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2021 года, при этом тарифы включают в себя две ставки: ставку тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа на протяженность сети.
При решении вопроса о подключении объекта к сетям водоотведения определяется необходимая подключаемая нагрузка (мощность) объекта, которая явно не может быть равно «0».
Таким образом, плату за подключение к сетям водоотведения надлежит исчислять с учетом установленного органом регулирования двухставочного тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, включающего ставку тарифа на протяженность сети в размере 4398,43 руб./м и ставку тарифа на подключаемую нагрузку в размере 63 800 руб./куб.м/сутки.
В нарушение приведенных норм директор МУП ЖКХ «Водоканал» при заключении договора на подключение (технологическое присоединение) вышеуказанного объекта, определяя размер платы за подключение, учел только ставку тарифа на протяженность сети и проигнорировал ставку тарифа на подключаемую нагрузку, то есть применил установленные формулу расчета платы за подключение и тариф на подключение частично, что недопустимо и что повлекло за собой существенное занижение размера платы за подключение к централизованной системе водоотведения многоквартирного жилого дома ФИО5
Ссылки защитника Курносова Ю.М. на то, что утвержденной органом регулирования инвестиционной программой предприятия не предусмотрено строительство новых либо реконструкция существующих централизованных систем водоотведения и предприятие не понесло затрат на создание дополнительной мощности в целях подключения к централизованной сети водоотведения конкретного объекта, а установление тарифа на подключение направлено на компенсацию затрат регулируемой организации, не свидетельствуют о соблюдении руководителем предприятия установленного порядка ценообразования.
Так, на основании пункта 117 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по следующей формуле:
, (51)
где:
- расчетный объем расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб.;
- расчетный объем подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, куб. м/сут.
В отличие от механизма расчета ставки тарифа на мощность, направленного в основном на компенсацию организационных мероприятий регулируемой организации по подключению и не учитывающего расходы на строительство сетей и объектов на них, расходы на прокладку (перекладку) сетей учитываются только при установлении ставки тарифа на протяженность сети.
В частности, согласно пункту 118 Методических указаний ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.
Таким образом, в расчет ставки тарифа на подключаемую мощность включается необходимый объем расходов на подключение объектов абонентов, за исключением расходов на строительство сетей и объектов на них.
Кроме того, в настоящем судебном заседании также установлено, что при подаче заявки об установлении тарифов МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» не предлагалось установление различных тарифов на подключение в зависимости от конкретных населенных пунктов.
Регулируемая организация ставила вопрос об установлении для нее единых тарифов на подключение к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения, что и было выполнено Службой.
Суд также обращает внимание и на то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Калининградской области от 17 декабря 2019 года по делу № А21-9292/2019, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, вынесенное по этому же факту постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица в части квалификации деяния оставлено без изменения, то есть вышеуказанный механизма определения размера платы за подключение объекта ФИО5 признано правотивоправным.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что деяние руководителя МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» Курносова Ю.М. правомерно квалифицировано по ч. 2 ст. 14.6 Ко РФ.
Оснований для квалификации вышеописанного деяния по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (как нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения) не имеется, поскольку объективную сторону данного правонарушения образует нарушение правил холодного водоснабжения и водоотведения в части, касающейся процедуры подключения объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
При этом определение регулируемой организацией размера платы по заключенному с потребителем договору о подключении (технологическом присоединении) не охватывается диспозицией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушение установленного порядка ценообразования образует специальный состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ) не имеется, поскольку, как следует из материалов дела, вследствие неприменения Курносовым Ю.М. ставки тарифа на мощность размер платы за подключение объекта ФИО5 к централизованным сетям водоотведения, которая должна составлять 700 911,66 руб., занижен более чем на 670 000 руб.
При этом суд также принимает во внимание, что Курносов Ю.М. исполняет обязанности руководителя МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» с 2012 года, обладает профессиональным опытом и имел реальную возможность для организации в МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» работы по исчислению платы за подключение в соответствии с законом.
Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не допущено.
С учетом изложенного оснований к отмене состоявшихся по делу актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 30 января 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника директора МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» Курносова Ю.М. – без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова