ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-224/2014 от 07.08.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья: Дорошенко О.Л. Дело № 7 А-224/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 07 августа 2014 года г. Калининград

 Судья Калининградского областного суда Иванова О.В.

 при секретаре Зининой Е.А.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 на решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июня 2014 года, которым постановление Врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области от 12 марта 2014 года о привлечении директора ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ оставлено без изменения.

 Выслушав объяснения директора ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением Врио руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области от 12 марта 2014 года № директор ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за допущенное в 2013 году нецелевое использование бюджетных средств на сумму <данные изъяты> рублей. ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

 Директор ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 подал жалобу на указанное постановление, в которой поставлен вопрос об отмене постановления в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что он назначен на должность директора ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» 06.12.2013 г., в связи с чем не мог допустить превышение расходов, поскольку в период с 01.01.2013 г. по 05.12.2013 г. не являлся руководителем учреждения. Ссылаясь на положения п. 4 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Калининградской области и организаций при предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2009 г. №818, указывает, что по результатам финансового 2013 года компенсация затрат на обеспечение деятельности Центра составила <данные изъяты> рублей или 1,42 процента средств, фактически выплаченных из областного бюджетам за счет средств федерального бюджета компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Фактически в 2013 году выплачено пособий по социальной помощи населению больше с учетом авансового платежа, произведенного в декабре 2012 года за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам, перечисленного в филиал ФГУП «Почта России». Данная сумма авансового платежа ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области безосновательно не учитывалась при расчете объема расходов ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от фактически выплаченных из областного бюджета за счет средств федерального бюджета компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обращает внимание, что выплата и доставка отделениями почтовой связи вышеуказанной компенсации получателям осуществлялась в январе-мае 2013 года, что привело к дополнительным расходам. Согласно отчету о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 4 квартал 2013 года, фактические расходы на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 января по 31 декабря 2013 года составили <данные изъяты> рублей, которые включают в себя выплату отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг путем доставки и выплаты
компенсаций через ФГУП «Почта России» и перечислений денежных
средств на расчетные счета и пластиковые карты граждан через отделения
учреждений банков в течение 2013 года; расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; компенсацию затрат на обеспечение деятельности Центра. На основании изложенного считает, что перечисление денежных средств на зарплату произошло строго в рамках целевых подстатей, что не может квалифицироваться как нецелевое использование денежных средств.

 Рассмотрев дело, судья вынес изложенное выше решение.

 В жалобе директор ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 с решением не согласен, считая выводы судьи необоснованными, продолжает настаивать об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения. Жалоба вновь мотивирована указанными выше доводами, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья в нарушение ст. 26.1 КоАП РФ не исследовал подлежащие установлению обстоятельства. С учетом выплаченного в декабре 2012 г. авансового платежа, по которому денежные средства фактически доставлены и выплачены населению в январе-мае 2013 г., а также произведены соответствующие расходы услуг почты, считает, что перечисленные в 2012 году денежные средства по авансовому платежу должны быть признаны фактическими расходами за 2013 год, в связи с чем превышения предусмотренных законом расходов на деятельность Центра не допущено. Кроме того, Постановление Правительства Калининградской области от 24.12.2009 г. № 818 не содержит понятие «нецелевое использование средств федерального бюджета», при этом денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей составила расходы на обеспечение деятельности ОГКУ (выплату зарплаты сотрудникам), что соответствует положениям п.4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 861, в связи с чем превышение расходов Центра на обеспечение его деятельности не может рассматриваться как нецелевое использование денежных средств. Такие действия должны рассматриваться как неэффективное расходование денежных средств. Также указывает, что судом надлежащим образом не исследованы основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Просит принятые по делу постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд находит решение судьи, а также постановление Врио руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области подлежащими оставлению без изменения.

 Административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

 В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств ( ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

 В соответствии с пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

 Пунктом 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 861, установлено, что за счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, могут осуществляться:

 -расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми субъектами Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;

 -компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации.

 Согласно Порядку взаимодействия органов исполнительной власти Калининградской области и организаций при предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2009 г. № 818 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», по результатам финансового года объем расходов ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по предоставлению компенсаций не может превышать 1,5 процента средств, фактически выплаченных из областного бюджета за счет средств федерального бюджета отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п.4).

 Как видно из материалов дела, в результате проверки правомерного использования средств, источником которых является субвенция из федерального бюджета бюджету Калининградской области на обеспечение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, в Областном государственном казенном учреждении Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» за 2011 и за 2013 годы, проведенной ТУ Росфиннадзора в Калининградской области в период с 23 января по 07 февраля 2014 года (акт проверки от 18.02.2014), выявлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета на сумму <данные изъяты> руб.

 Принимая решение по делу, судья признал установленным, что директор ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 в 2013 году произвел расчет средств на содержание Центра по графе 8 «Фактические расходы на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с начала года» Отчета о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 4 квартал 2013 года, исходя из суммы <данные изъяты> руб., в то время как следовало производить по графе 5 «Произведено расходов из бюджета субъекта Российской Федерации с начало года (кассовые расходы)», исходя из суммы <данные изъяты> руб.

 Таким образом, в нарушение приведенных выше требований действующего законодательства директор ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 в 2013 году произвел расходы на обеспечение деятельности учреждения в размере 1,65 % в сумме <данные изъяты> руб., тогда как следовало произвести расходы в сумме <данные изъяты> руб., что больше утвержденного норматива на 0,15 % или на <данные изъяты> руб., которые перечислил на банковские пластиковые карты работников ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» согласно списку на перечисление заработной платы за декабрь 2013 года от 26.12.2013 №, по заявке на кассовый расход от 26.12.2013 №, что не соответствует целям выделения вышеуказанных субвенций из федерального бюджет и подлежит квалификации как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете.

 Обстоятельства совершения директором ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 указанного выше административного правонарушения установлены судьей полно и правильно, подробно мотивированы в решении, всем исследованным доказательствам судьей дана в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ надлежащая правовая оценка.

 Вина директора ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 в совершении административного правонарушения объективно подтверждается допустимыми и достоверными доказательствами, его действия правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

 Наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.

 Судья обоснованно не согласился с доводами ФИО1 об отсутствии в его действиях состава указанного административного правонарушения.

 Доводы жалобы со ссылкой на те обстоятельства, что Постановление Правительства Калининградской области от 24.12.2009 г. №818 не содержит понятие «нецелевое использование средств федерального бюджета», с учетом приведенных выше фактических данных не опровергают правильных выводов судьи.

 Отказывая в удовлетворении жалобы, судья с учетом установленных обстоятельств и положений названных выше норм законодательства в их взаимосвязи, правильно исходил из того, что размер затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и учреждений, находящихся в их ведении, следует определять от сумм, произведенных из бюджета субъекта РФ за счет субвенций из федерального бюджета по результатам соответствующего финансового года, то есть кассовых расходов по графе 5 Отчета о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 158н.

 При этом как следует из объяснений директора ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 в судебном заседании, такой подход к определению размера расходов на обеспечение деятельности Центра имел место в предыдущие годы до его назначения на должность руководителя учреждения.

 Таким образом, давая оценку доводам жалобы, судья обоснованно не согласился с правовой позицией директора ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1 о том, что расчет средств на содержание Центра следует определять от сумм фактических расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с начала года с учетом авансового платежа 4-го квартала 2012 года.

 Такие доводы должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, основаны на субъективном толковании положений закона и нормативно-правовых актов и являются ошибочными.

 Кроме того, судья обоснованно принял во внимание, что авансовый платеж 4-го квартала 2012 года на сумму <данные изъяты> рублей учтен в 2012 году при исчислении компенсации затрат на обеспечение деятельности Центра по результатам финансового года, чего не отрицал в судебном заседании ФИО1, в связи с чем повторное принятие указанной суммы в объем расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2013 году нельзя признать правильным.

 Поскольку увеличение утвержденного лимита расходов на обеспечение деятельности Центра на сумму <данные изъяты> руб. произошло в результате перечисления 26.12.2013 г. заработной платы работникам ОГКУ «Центр социальной поддержки» за декабрь 2013 г. по заявке на кассовый расход от 26.12.2013 г. в общей сумме <данные изъяты> руб., являющейся компенсацией затрат на обеспечение деятельности Центра за счет субвенций, то есть уже после назначения ФИО1 на должность директора ОГКУ «Центр социальной поддержки», доводы жалобы ФИО1 о том, что он не может нести ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, несостоятельны.

 Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения нельзя признать обоснованными.

 Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.

 Между тем, малозначительным правонарушение, совершенное директором ОГКУ «Центр социальной поддержки», в силу характера совершенного правонарушения признано быть не может ввиду существенного нарушения охраняемых интересов государства и общества при несоблюдении должностным лицом установленного законом порядка расходования бюджетных средств в сфере обеспечения населения мерами социальной поддержки.

 Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся решений по делу, не установлено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Постановление Врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области от 12 марта 2014 года о привлечении директора ОГКУ «Центр социальной поддержки» ФИО1 к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ и решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 09 июня 2014 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

 Судья: