Судья Кузнецова Н.М. 7а-230/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» Нестерука В.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 16.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края»,
установил:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 16.02.2022 ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» (далее – ГБУ СК «Дирекция ООПТ», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей (далее – постановление судьи от 16.02.2022).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» Нестерук В.В. считает постановление судьи от 16.02.2022 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства.
Утверждает, что учреждение не осуществляет деятельность по обращению с отходами, оператором по обращении с отходами не является, не имеет лицензии на данный вид деятельности, следовательно, ГБУ СК «Дирекция ООПТ» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Просит отменить постановление судьи от 16.02.2022, оставить без изменения ранее вынесенное по этому же делу постановление судьи Арзгирского районного суда от 23.06.2021, а протест прокурора от 05.07.2021, принесённый на указанное постановление судьи, оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав заместителя директора ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» Медведеву М.В., поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, в отсутствие прокурора, извещённого надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Арзгирского района Ставропольского края во исполнение п. 9 плана работы прокуратуры Ставропольского края на первое полугодие 2021 года в период с 06.04.2021 по 09.04.2021 проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при обеспечении работниками ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» функционирования государственного природного заказника «Арзгирский».
По результатам проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закона Ставропольского края от 12.10.1994 г. № 6-кз «Устав (Основной Закон) Ставропольского края» (далее -Закон № 6-кз), допущенные юридическим лицом - государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».
Так, в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, а также объектов животного и растительного мира, расширения особо охраняемых природных территорий в Ставропольском крае постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2001 г. № 493 образован государственный природный заказник краевого значения: «Арзгирский» (далее - Заказник) и утверждено соответствующее Положение (далее - Положение).
Организацию и функционирование Заказника обеспечивает государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».
Данное учреждение создано на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 29.08.2007 г. № 261-рп и реорганизовано путём выделения из его состава государственного учреждения Ставропольского края «Управления по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения» в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 04.05.2011 г. № 698 «О реорганизации государственного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.10.2011 г. № 1941, Приказа министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.11.2011 г. № 419 установлен тип учреждения - бюджетное учреждение и зарегистрирован устав государственного бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».
Государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» создано в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.11.2010 г. № 379-п «Об изменении типа бюджетных учреждений Ставропольского края в целях создания казённых учреждений Ставропольского края, а также изменения типа казённых учреждений Ставропольского края» путём изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».
Учреждение имеет сокращенное наименование ГКУ «Дирекция ООПТ СК», учредителем ГКУ «Дирекция ООПТ СК» является Ставропольский край. Место нахождения ГКУ «Дирекция ООПТ СК»: г. Ставрополь, ул. Гражданская, дом 9.
ГКУ «Дирекция ООПТ СК» осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными Учредителем при его создании, путём выполнения работ, оказания услуг в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий Ставропольского края.
Проверкой установлено, что приказом директора ГКУ «Дирекция ООПТ СК» <…> Д.В. от 21.01.2008 г. № 8л на должность егеря 8 разряда назначен <…> А.И. (далее - инспектор).
Трудовым договором от 21.01.2008 № 8 <…> А.И. принят на работу в «Арзгирский» государственный природный заказник, расположенный в 2-х км на юг от села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, осуществляет региональный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и др.
08.04.2021 в ходе надзорных мероприятий установлено, что государственный инспектор <…> А.И. не позднее 09 часов 42 минут 08.04.2021, находясь на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», расположенного в 2-х км на юг от села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (координаты 45.289585-44.241498), действуя умышленно из корыстных побуждений, вопреки интересам службы, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, в нарушение требований ч. 3 ст. 95 ЗК РФ, п.п. 2, 3 Положения, ч. 14 ст. 2 Закона № 33-ФЗ, ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 55 Закона № 7-ФЗ, используя государственное имущество (земельный участок Заказника) и предоставленные полномочия в личных целях для извлечения материальной выгоды, организовал и осуществлял хозяйственную деятельность, связанную с ведением личного подсобного хозяйства (содержание, пастьба крупнорогатого скота в количестве 6 голов и 8 голов мелкорогатого скота).
08.04.2021 в ходе надзорных мероприятий установлено, что государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях Ставропольского края ГКУ «Дирекция ООПТ СК» <…> А.И., действуя умышленно в нарушение требований ч. 3 ст. 95 ЗК РФ, п.п. 2, 3 Положения, ч. 14 ст. 2 Закона № 33-ФЗ, ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 55 Закона № 7-ФЗ не позднее 09 часов 42 минут 08.04.2021, находясь на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», (координаты 45.288875 - 44.242293), осуществлял деятельность по обращению с отходами производства и потребления IV класса опасности (автомобильные шины, предметы бытовой химии, аэрозольные баллончики, пластик, полиэтилен и др.), а именно их сбор, накопление и размещение на поверхности почвы Заказника, оказывая негативное воздействие на природный комплекс Заказника, а также его объекты животного и растительного мира, находящихся на пути миграции птиц, по причине отсутствия у ГКУ «Дирекция ООПТ СК» соответствующего договора с региональным оператором.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения и.о. прокурора Арзгирского района Ставропольского края Шашкиным А.Г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ГБУ СК «Дирекция ООПТ», а впоследствии - привлечения указанного учреждения, допустившего нарушение установленных норм природоохранного законодательства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Нахожу законными и обоснованными выводы суда первой инстанции, что данное административное правонарушение допущено по вине указанного юридического лица.
Вывод о наличии в действиях ГБУ СК «Дирекция ООПТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном решении.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства, подлежащие выяснению в силу ст. 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы, поданной в краевой суд, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на постановление должностного лица, являлись предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях ГБУ СК «Дирекция ООПТ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ГБУ СК «Дирекция ООПТ» в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Административное наказание назначено ГБУ СК «Дирекция ООПТ» должностным лицом в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае при назначении наказания суду первой инстанции надлежало учесть следующие имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.
Так, в соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум 100000 рублей, как это предусмотрено, в частности, ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, частями 2 и 5 ст. 15.23.1, и ст. 19.7.3 КоАП РФ, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения указанных статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (100000 рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Рассматривая возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в каждом конкретном случае необходимо учитывать все имеющиеся элементы массива обстоятельств в совокупности.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Таким образом, суд вправе снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц административной санкцией при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Сведений о привлечении ГБУ СК «Дирекция ООПТ» к административной ответственности ранее в деле не имеется.
Учитывая обстоятельства дела, полагаю, что назначенное ГБУ СК «Дирекция ООПТ» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 рублей может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем нахожу возможным применение положений частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижение назначенного ему наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
С учётом изложенного, состоявшееся по делу судебное постановление подлежит изменению путём снижения назначенного ГБУ СК «Дирекция ООПТ» наказания в виде административного штрафа с 100000 рублей до 50000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу директора ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» Нестерука В.В. удовлетворить частично.
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 16.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» изменить: снизить размер назначенного ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» административного штрафа с 100000 рублей до 50000 рублей.
В остальной части оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда О.В. Загорская