ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-237/2017 от 13.06.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Нестерова А.В. Дело № 7а-237/2017

РЕШЕНИЕ

13 июня 2017 года г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Кошелева А.П., при секретаре Б.А.А. ., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» Юкечева В.П. на постановление судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 24 апреля 2017 года, которым Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Заслушав защитников Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так», должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы жалобы,

УСТАНОВИЛ:

28 февраля 2017 года заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области Выгоняйловым Б.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что в ходе плановой документарной проверки Фонда было установлено, что Фонд имел денежные поступления от иностранных организаций (06.10.2016 от Посольства Франции в Москве, 07.10.2016 от Европейского союза через АНО «Институт права и публичной политики», 09.02.2016 от Юкечева В.П.) Получая денежные средства от иностранных организаций, Фонд осуществлял на территории Российской Федерации политическую деятельность, в частности в сети «Интернет» Фондом размещен ряд публикаций, в которых содержится негативная оценка действиям органов государственной власти, размещаются материалы общественных расследований, по результатам которых публикуются обращения к государственным органам. Так, 28.12.2016 на сайте организации размещены статья «Женщины, тюрьма и общество» и расследование «Нарушение прав женщин с детьми в местах принудительного содержания». По итогам расследования составлена резолюция об обращении в Правительство РФ с предложением внести изменения в Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. 11.10.2016 на сайте организации размещена статья «Спектакль «Уроки патриотизма» продолжается. В главных ролях – чиновники», в которой содержится негативное мнение о должностных лицах органов государственной власти. 29.03.2016 на сайте организации размещена статья «Может ли быть показательной оценка самого себя? Чиновники считают, что да», в которой дается негативная оценка по аттестации госслужащих. 24.10.2016 на сайте организации размещена статья «Вузовских преподавателей проверяют на лояльность власти», в которой дается критика действиям органов государственной власти. 09.10.2014 на сайте размещена статья «Интернет: тотальный контроль Минкомсвязи РФ. Новое», где дается критика действиям органов государственной власти. 16.07.2016 размещена статья «Избавиться от ненужных пакетов! Зачем идти на митинг против законов Яровой?, в которой содержится призыв участия в митинге за отмену одиозного пакета законов Яровой. 30.01.2017 на сайте организации размещена статья «Готовь выборы летом. Власть научит правильно голосовать», посвященная выборам в органы государственной власти и муниципальным выборам. 06.08.2014 г. размещена статья «Одичание - очередной виток в нашей истории?», в которой содержится критика государства.

При этом в момент проведения проверки Фонд не был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, соответствующее заявление Фондом в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялось. В связи с тем, что Фонд не представил вышеуказанное заявление, 20.02.2017 г. Минюстом России Фонд включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов.

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 21 апреля 2017 года Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением судьи районного суда, директор Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» Юкечев В.П. обратился в Новосибирский областной суд с жалобой в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что районный суд ошибочно пришел к выводу, что в проверяемый период Фонд имел три источника иностранного финансирования, а переданные Фонду денежные суммы не являются пожертвованиями. Поскольку Юкечев В.П. не является иностранным гражданином, уполномоченным лицом иностранных государств, и их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, потому его пожертвование не может быть признано иностранным финансированием по смыслу п. 6 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Также заявитель считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Фондом политической деятельности с целью влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирования государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия. Авторами публикаций, описанных в акте проверки и размещенных на сайте Фонда, его сотрудники не являются. Авторы указанных публикаций лишь реализуют гарантированное Конституцией Российской Федерации право на свободу мысли, слова, право на выражение своего мнения. Доказательств направления Фондом обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления в деле нет. Кроме того, указывает, что материалы, которые были опубликованы Фондом до получения финансирования из иностранных источников, не могут являться доказательством наличия состава административного правонарушения. Отсутствуют и доказательства того, что публикации, размещенные в сети Интернет после получения финансирования от иностранных организаций, финансировались на деньги, полученные от иностранных источников.

Кроме того, заявитель считает безосновательной ссылку районного суда на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25.05.2015 г. по гражданскому делу № 2-3642/2015 по заявлению Некоммерческого партнерства «Институт развития прессы – Сибирь», как на доказательство вины Фонда в форме прямого умысла. Вопреки указанному в обжалуемом постановлении судьи районного суда, постановлением мирового суда судебного участка № 2 Ленинского района г. Новосибирска от 1 апреля 2015 года административное дело в отношении НП «ИРП-Сибирь» по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для её рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, с санкцией для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В силу п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области от 16.12.2016 г. № 1848, в отношении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» была проведена плановая документарная проверка.

В ходе проверки установлено, что организация получала финансирование из нескольких иностранных источников:

1) по договору о безвозмездной целевой помощи на 2016 год № RUS- 15-02 от 09.09.2016 г. Посольство Франции в Москве безвозмездно передало Фонду содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» для проведения двухдневного семинара и консультаций на тему «Повышение эффективности и безопасности социальной правозащитной сети «Так-так-так»» денежную сумму в размере 365230 руб., что подтверждается сведениями, представленными НСКБ «Левобережный» (ПАО) по запросу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области;

2) 07.10.2016 г. АНО «Институт права публичной политики» перечислил Фонду денежные средства в сумме 1744532 руб., полученные от Европейского союза на основании договора пожертвования № 02/11-086 от 14.09.2016 г. Согласно данному договору между Европейским союзом в лице Комиссии Европейских сообществ и АНО «Институт права и публичной политики», последняя уполномочена распределить полученные денежные средства между российскими некоммерческими организациями.

Также установлено, что 09.02.2016 г. Юкечевым В. П., являющимся одновременно руководителем некоммерческой организации, внесенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, - Некоммерческого партнерства «Институт развития прессы - Сибирь», на расчетный счет Фонда внесены денежные средства в сумме 4000 руб. в качестве пожертвования.

Получение указанных средств лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не оспаривается.

Также не оспаривается, что Фонд имеет в сети Интернет сайт www.taktaktak.ru, где размещаются статьи и материалы общественных расследований.

Так, на данном сайте Фондом размещен ряд публикаций (находятся в общем доступе для неопределенного круга лиц), в которых содержится негативная оценка действиям органов государственной власти: 28.12.2016 г. размещена статья «Женщины, тюрьма и общество» и расследование «Нарушение прав женщин с детьми в местах принудительного содержания». Согласно информации, размещенной на сайте, по итогам расследования составлена резолюция об обращении в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1306 «Об утверждении правил содержания («пребывания) в специальном учреждении МВД РФ или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы России»; «Спектакль «Уроки патриотизма» продолжается. В главных ролях - чиновники» от 11.10.2016 г., в которой содержится негативное мнение о должностных лицах органов государственной власти; «Может ли быть показательной оценка самого себя? Чиновники считают, что да» от 29.03.2016, в которой дается негативная оценка по аттестации госслужащих; 24.10.2016 г. опубликована статья «Вузовских преподавателей проверяют на лояльность власти», в которой дается критика действиям органов государственной власти; 09.12.2014 г. на сайте размещена статья «Интернет: тотальный контроль Минкомсвязи РФ. Новое», где дается критика действиям органов государственной власти; 16.07.2016 г. размещена статья «Избавиться от ненужных пакетов! Зачем идти на митинг против законов Яровой?», в которой содержится призыв участия в митинге за отмену пакета законов Яровой.

Также на сайте размещаются информационные материалы, посвященные выборам в органы государственной власти и муниципальным выборам. В частности, 30.01.2017 г. размещена статья «Готовь выборы летом». Власть научит правильно голосовать», посвященная выборам в органы государственной власти и муниципальным выборам; 06.08.2014 г. размещена статья «Одичание - очередной виток в нашей истории?», в которой содержится критика государства.

Указанные обстоятельства того, что Фонд получал денежные средства от иностранных организаций и осуществлял политическую деятельность на территории Российской Федерации, не будучи включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.02.2017 г., уставом Фонда, распоряжением о проведении плановой документарной проверки от 16.12.2016, актом проверки от 06.02.2017, справкой от 09.01.2017 г. о том, что Фонд является регистрантом сайтов, скрин-шотами с сайта Фонда, договором пожертвования от 14.09.2016 г., договором безвозмездной целевой помощи от 09.09.2016 г., выпиской по операциям на счете, и другими, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств не усматриваю.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева", при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Признавая наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что публикации, размещенные на официальном сайте Фонда были направлены на формирование общественного мнения, формат этих публикаций и рассматриваемые в них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс. При этом деятельность Фонда частично финансируется из иностранных источников.

Вопреки доводам подателя жалобы, факт того, что статьи и расследования размещены на сайте фонда лицами, не являющимися его работниками, что фонд не направлял обращения в государственные органы, не свидетельствует о незаконности постановления судьи районного суда. Материалами дела подтвержден факт того, что сайт, на котором были размещены указанные выше статьи и расследования, принадлежит и создан Фондом. Кроме того, на сайте Фонда указано буквально следующее: «Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект». Следовательно, Фонд предоставил доступ на сайт для размещения на нем статей и расследований с целью осуществления политической деятельности, то есть осуществлял распространение с использованием информационных технологий мнений о принимаемых государственными органами решениями и проводимой государством политике, что, в силу положений п.6 ст. 2 ФЗ № 7-ФЗ, является одной из форм участия в политической деятельности.

Доводы жалобы о недоказанности материалами дела факта того, что политическая деятельность Фонда осуществлялась за счет иностранного финансирования и после его получения не могут быть приняты во внимание, поскольку положениями п. 6 ст. 2 Федерального закона 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указанных требований к некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не установлено.

Довод жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции в части иностранного финансирования деятельности Фонда за счет средств Юкечева В.П. подлежат отклонению, поскольку из судебного постановления следует, что получение Фондом 09.02.2016 денежного пожертвования в сумме 4000 руб. от Юкечева В.П., как средств от иностранного источника, суд посчитал недоказанным.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что привлекаемым к административной ответственности юридическим лицом выполнены требования п.2.1 КоАП РФ в материалы дела не представлено, потому указание судьи районного суда в подтверждение вины Фонда на решение суда от 25.05.2015 не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения решения судьи. При этом, содержание данного решения и ссылка в нем на постановление мирового судьи от 01.04.2015 года также не является относимым к рассмотрению настоящего дела.

С учетом изложенного судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, Фонд отвечает предусмотренным пунктом 6 статьи 2 Федерального закона о некоммерческих организациях критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а доводы жалобы об отсутствии признака участия организации в политической деятельности, являются несостоятельными.

Вывод суда не вступает в противоречие с конституционно-правовым смыслом части 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 10-П.

Таким образом, совершенное Фондом деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Постановление судьи вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено верно, при этом применены положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судьей не допущено. Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 21 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу директора Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» Юкечева В.П. – без удовлетворения.

Судья А.П. Кошелева