ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-239/2022 от 31.05.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Сибер К.В. Дело № 7а-239/2022

РЕШЕНИЕ

31 мая 2022 года г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу консультанта отдела регионального государственного контроля управления лицензирования Минпромторга НСО ФИО1 на постановление судьи Тогучинского районного суда Новосибирской области от 17 декабря 2021 года,

установил:

27 июля 2021 года консультантом отдела регионального государственного контроля управления лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП ФИО2 по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело передано на рассмотрение в Октябрьский районный суд города Новосибирска.

Определением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 23 августа 2021 года дело передано на рассмотрение по подведомственности в Тогучинский районный суд Новосибирской области.

Постановлением судьи Тогучинского районного суда Новосибирской области от 17 декабря 2021 года ИП ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей. Алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 31 марта 2021 года, направлена на уничтожение.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо административного органа обжаловало его в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, приводя доводы о его незаконности и необоснованности.

В обоснование своих доводов указывает, что поскольку совершенное административное правонарушение связано с осуществлением ФИО2 предпринимательской деятельности, он подлежит административной ответственности в виде административного штрафа в пределах размера санкции, установленной частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ для должностных лиц (от 10000 до 15000 рублей). Привлечение ФИО2 к административной ответственности как гражданина, а не как индивидуального предпринимателя свидетельствует о существенном нарушении судом процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Просит постановление отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

Изучив доводы жалобы, а также проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (в редакции на момент совершения правонарушения).

Примечанием к статье предусмотрено, что под товаром, продукцией, изделием без маркировки в настоящей статье понимаются товар, продукция, изделие без того вида маркировки (средства идентификации, специальной (акцизной) марки, другого способа маркировки), требование о нанесении которого предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками. Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе (пункты 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ требования к образцам федеральных специальных марок, порядок изготовления федеральных специальных марок, порядок приобретения федеральных специальных марок, порядок уничтожения федеральных специальных марок, порядок маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции и цена федеральных специальных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Образцы, перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок утверждаются федеральным органом по контролю и надзору. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность считывания двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы.

Требования к образцам федеральных специальных марок, порядок их изготовления, приобретения, уничтожения, порядок маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции и цена федеральных специальных марок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», в соответствии с которым изготовителем ФСМ является АО «Гознак».

Образцы, перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 17 декабря 2020 года № 401.

В соответствии с абзацем вторым пункта 16 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ за подлинность федеральных специальных марок, а также за соответствие информации, содержащейся на федеральных специальных марках, информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, об алкогольной продукции, маркированной данными федеральными специальными марками, несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, закупку для ввоза в Российскую Федерацию, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона, или с маркировкой поддельными марками.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет оборота алкогольной продукции без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.

Как следует из материалов дела, 31 марта 2021 года ИП ФИО2 в нарушение требований статей 12 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, осуществлял оборот (хранение и розничную продажу) алкогольной продукции: 17 бутылок водки «<данные изъяты>», креп. 40%, об. 0,5 л, производства ООО «<данные изъяты>», дата розлива не установлена, 22 бутылки водки «<данные изъяты>», креп. 40%, об. 0,5 л, производства ЗАО «<данные изъяты>», дата розлива не установлена, маркированной ФСМ, не соответствующими образцам ФСМ, изготовленным на предприятиях ФГУП «Гознак» и АО «Гознак».

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ИП ФИО2 протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ и направления дела в суд для рассмотрения.

Постановлением судьи Тогучинского районного суда Новосибирской области от 17 декабря 2021 года ИП ФИО2 признан виновным в незаконном обороте алкогольной продукции, что выразилось в хранении и розничной продаже алкогольной продукции, маркированной ФСМ, не соответствующими образцам ФСМ, изготовленным на предприятиях ФГУП «Гознак» и АО «Гознак».

Выводы судьи относительно установления фактических обстоятельств и объективной стороны правонарушения мотивированы, обоснованы и подтверждены исследованными доказательствами.

Вместе с тем, судьей районного суда допущены существенные нарушения норм КоАП РФ при назначении наказания.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

КоАП РФ не содержит специальной нормы, предусматривающей вид и размеры наказания в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и совершивших административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ. Поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты, исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц с назначением наказания в пределах предусмотренной для данной категории лиц санкции.

Как указано выше, санкция части 4 статьи 15.12 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) предусматривает в отношении должностных лиц административный штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, а для граждан – в размере от четырех до пяти тысяч рублей.

В этой связи, назначив Индивидуальному предпринимателю ФИО2 административное наказание в размере 4 000 рублей, определенном для граждан, судьей районного суда допущено существенное нарушение правил назначения наказания, предусмотренных статьями 2.4, 4.1 КоАП РФ, что привело к неправильному разрешению дела и не отвечает требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, в частности о разрешении дела в соответствии с законом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Вместе с тем срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, что исключает возвращение дела на новое рассмотрение, в связи с чем постановление судьи Тогучинского районного суда Новосибирской области от 17 декабря 2021 года подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

В силу статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, маркированная поддельными федеральными специальными марками, признается находящейся в незаконном обороте, таким образом, подлежит уничтожению в порядке, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи Тогучинского районного суда Новосибирской области от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО2 отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Алкогольную продукцию, указанную в протоколе изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 31 марта 2021 года , маркированную поддельными федеральными специальными марками, направить на уничтожение.

Жалобу частично удовлетворить.

Судья