ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-241/17 от 29.06.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Борзенков А.Ю. Дело № 7а-241/2017

Р Е Ш Е Н И Е

29 июня 2017 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., при секретаре Бурч А.А., рассмотрев жалобу Юкечева В. П. на постановление судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 5 мая 2017 г., которым Юкечев В.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ,

установил:

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 5 мая 2017 г. Юкечев В. П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.

В Новосибирский областной суд поступила жалоба Юкечева В.П. на указанное постановление, в которой Юкечев В.П. полагает вынесенное постановление незаконным и необоснованным:

- указывает, что отсутствуют доказательства того, что Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так», руководителем которого является Юкечев В.П., осуществлял деятельность именно с целью влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия;

- публикации граждан России – не сотрудников Фонда – на интернет-сайте «Так-Так-Так» не являются деятельностью именно Фонда, поскольку сайт «Так-Так-Так» является свободной коммуникационной площадкой, на которой граждане могут размещать собственные информационные материалы;

- поступления денежных средств из иностранных источников имели место после размещения материалов, которые расценены должностным лицом Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области как материалы, направленные на критику действий органов власти, содержащие признаки политической деятельности;

-отсутствуют доказательства того, что указанные в постановлении должностного лица публикации финансировались на деньги, полученные из иностранных источников, поскольку полученные денежные средства носили целевой характер и были использованы в соответствии с целями их перечисления.

Юкечев В.П. полагает, что состав административного правонарушения имеет место в силу позиции Конституционного суда РФ от 8.04.2014 г. № 10-П только, если некоммерческая организация действительно намерена после получения денежных средств из иностранного источника принимать участие в политической деятельности на территории Российской Федерации. Полагает данные обстоятельства недоказанными, а также недоказанной наличие вины Юкечева В.П. в форме прямого умысла.

С выводами суда об исключении из источников иностранного финансирования пожертвования Юкечева В.П. фонду в размере 4000 руб., податель жалобы согласен.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника Юкечева В.П.Чуриковой А.А., должностного лица Выгоняйлова Б.А., прихожу к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

В силу пункта 7 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области от 16.12.2016 г. , в отношении Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» была проведена плановая документарная проверка.

В ходе проверки установлено, что организация получала финансирование из нескольких иностранных источников:

1) по договору о безвозмездной целевой помощи на 2016 год № RUS-15-02 от 09.09.2016 г. Посольство Франции в Москве безвозмездно передало Фонду содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» для проведения двухдневного семинара и консультаций на тему «Повышение эффективности и безопасности социальной правозащитной сети «Так-Так-Так» денежную сумму в размере 365230 руб., что подтверждается сведениями, представленными НСКБ «Левобережный» (ПАО) по запросу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области;

2) 07.10.2016 г. Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» перечислила Фонду денежные средства в сумме 1744532 руб., полученные от Европейского союза на основании договора пожертвования № 02/11-086 от 14.09.2016 г. Согласно данному договору между Европейским союзом в лице Комиссии Европейских сообществ и АНО «Институт права и публичной политики», последняя уполномочена распределить полученные денежные средства между российскими некоммерческими организациями.

Также установлено, что 09.02.2016 г. Юкечевым В. П., являющимся одновременно руководителем некоммерческой организации, внесенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов (Некоммерческого партнерства «Институт развития прессы - Сибирь»), на расчетный счет Фонда внесены денежные средства в сумме 4000 руб. в качестве пожертвования.

Получение указанных средств Фондом содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так», в отношении руководителя которого ведется производство по делу, не оспаривается.

Также не оспаривается, что Фонд имеет в сети Интернет сайт www.taktaktak.ru, где размещаются статьи и материалы общественных расследований.

Так, на данном сайте Фондом размещен ряд публикаций (находятся в общем доступе для неопределенного круга лиц), в которых содержится негативная оценка действий органов государственной власти:

- 28.12.2016 г. размещена статья «Женщины, тюрьма и общество» и расследование «Нарушение прав женщин с детьми в местах принудительного содержания». Согласно информации, размещенной на сайте, по итогам расследования составлена резолюция об обращении в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1306 «Об утверждении правил содержания (пребывания) в специальном учреждении МВД РФ или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы России»;

- «Спектакль «Уроки патриотизма» продолжается. В главных ролях - чиновники» от 11.10.2016 г., в которой содержится негативное мнение о должностных лицах органов государственной власти;

- «Может ли быть показательной оценка самого себя? Чиновники считают, что да» от 29.03.2016 г., в которой дается негативная оценка по аттестации госслужащих;

- 24.10.2016 г. опубликована статья «Вузовских преподавателей проверяют на лояльность власти», в которой дается критика действиям органов государственной власти;

- 09.12.2014 г. на сайте размещена статья «Интернет: тотальный контроль Минкомсвязи РФ. Новое», где дается критика действиям органов государственной власти;

- 16.07.2016 г. размещена статья «Избавиться от ненужных пакетов! Зачем идти на митинг против законов Яровой?», в которой содержится призыв участия в митинге за отмену пакета законов Яровой.

Также на сайте размещаются информационные материалы, посвященные выборам в органы государственной власти и муниципальным выборам. В частности, 30.01.2017 г. размещена статья «Готовь выборы летом». Власть научит правильно голосовать», посвященная выборам в органы государственной власти и муниципальным выборам;

- 06.08.2014 г. размещена статья «Одичание - очередной виток в нашей истории?», в которой содержится критика государства.

Указанные обстоятельства того, что Фонд получал денежные средства от иностранных организаций и осуществлял политическую деятельность на территории Российской Федерации, не будучи включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.02.2017 г., уставом Фонда, распоряжением о проведении плановой документарной проверки от 16.12.2016 г. № 1848, актом проверки от 06.02.2017 г., справкой от 09.01.2017 г. о том, что Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так» является регистрантом сайтов, скрин-шотами с сайта Фонда, договором пожертвования от 14.09.2016 г., договором о безвозмездной целевой помощи от 09.09.2016 г., выпиской по операциям на счете, и другими доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств не усматриваю.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева", при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Признавая наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что публикации, размещенные на официальном сайте Фонда, были направлены на формирование общественного мнения, формат этих публикаций и рассматриваемые в них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс. При этом деятельность Фонда частично финансируется из иностранных источников.

Вопреки доводам подателя жалобы, факт того, что статьи и расследования размещены на сайте фонда лицами, не являющимися его работниками, что фонд не направлял обращения в государственные органы, не свидетельствует о незаконности постановления судьи районного суда. Материалами дела подтвержден факт того, что сайт, на котором были размещены указанные выше статьи и расследования, принадлежит и создан Фондом. Кроме того, на сайте Фонда указано о возможности обращения для получения консультаций, проведения собственного общественного расследования, гарантированности фондом помощи экспертов. Следовательно, Фонд предоставил доступ на сайт для размещения на нем статей и расследований с целью осуществления политической деятельности, то есть осуществлял распространение с использованием информационных технологий мнений о принимаемых государственными органами решениями и проводимой государством политике, что в силу положений пункта 6 статьи 2 ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является одной из форм участия в политической деятельности.

Доводы жалобы о недоказанности материалами дела факта того, что политическая деятельность Фонда осуществлялась за счет иностранного финансирования и после его получения не могут быть приняты во внимание, поскольку положениями п. 6 ст. 2 Федерального закона 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указанных требований к некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не установлено. Политическая деятельность фондом осуществлялась путем размещения статей на интернет-сайте, при этом деятельность частично финансировалась из иностранных источников.

Как указывает Конституционный суд РФ в своем постановлении от 8.04.2014 г. № 10-П ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют. Таким образом, установлено, что фонд, руководителем которого является Юкечев В.П., является российской некоммерческой организацией, фонд получал денежные средства и иное имущество от иностранных организаций и фонд участвовал в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

При этом, с выводами суда в части отсутствия доказательств иностранного финансирования деятельности Фонда за счет средств Юкечева В.П. соглашаюсь, выводы мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с Уставом фонда, протоколом № 1 общего собрания учредителей фонда от 23 мая 2013 г. Юкечев В. П., являющийся директором фонда, является единоличным исполнительным органом фонда и осуществляет решение всех вопросов, не относящихся к компетенции иных органов фонда либо его участников.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, для установления в действиях директора Фонда состава требуется выявить, было ли связано совершенное правонарушение с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих организационно-распорядительных или административных функций.

Из материалов настоящего дела видно, что директор фонда как руководитель не принял всех мер для контроля за соблюдением законодательства о деятельности некоммерческих организаций, директор в силу своих должностных обязанностей по руководству фондом обязан знать о деятельности фонда, источниках финансирования деятельности. Доводы Юкечева В.П., изложенные в жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводов о наличии вины и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

С учетом изложенного судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, Фонд отвечает предусмотренным пунктом 6 статьи 2 Федерального закона о некоммерческих организациях критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а доводы жалобы об отсутствии признака участия организации в политической деятельности, являются несостоятельными. Вывод суда не вступает в противоречие с конституционно-правовым смыслом части 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 10-П.

Таким образом, совершенное руководителем Фонда деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Постановление судьи вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено с учетом положений статей 4.1-4.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судьей не допущено. Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Ленинского районного суда города Новосибирска от 5 мая 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Фонда содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» Юкечева В. П. по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Юкечева В.П. – без удовлетворения.

Судья