РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Марочкович Л.А. Дело № 7А – 246/19
РЕШЕНИЕ
Судья Калининградского областного суда Быстрова М.А., при секретаре Плотниковой Э.О., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 на решение Неманского городского суда Калининградской области от 30 мая 2019 года, которым директору ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 в удовлетворении жалобы на постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области о назначении наказания от 06 марта 2019 года по абз.2 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, отказано.
Заслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области – ФИО3, исследовав материалы дела, судья
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 06 марта 2019 года директор ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 привлечен к административной ответственности по абз. 2 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Будучи не согласным с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд, который постановил приведенное выше решение.
В жалобе на указанное решение ФИО1 просит его отменить, приводя аналогичные доводы в отсутствие своей вины в совершении правонарушения, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд находит решение судьи подлежащим отмене.
Частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ (абзац 2 части 1).
Санкция части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения директора ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного абзацем 2 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, явилось установленное должностным лицом административного органа то обстоятельство, что в период времени с 16 часов 35 минут 17 января 2019 года до 11 часов 16 минут 29 января 2019 года директор ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 на территории МО «Неманский городской округ» в г. Немане по адресам (Ориентирам): ул. Школьная, 2 - ул. Советская, 5а, ул. Калинина 9, пер. Железнодорожный, 7, ул. Спортивная, 3 допустил накопление бытового и прочего мусора на территории контейнерных площадок, находящихся на придомовой территории, своевременно не приняло меры к уборке мусора с территорий этих площадок. Кроме того, директор ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 не принял своевременно меры к уборке от бытового мусора придомовой территории многоквартирного дома № 7 ул. Первомайской г. Немана и не принял мер к уборке снега с придомовой территории многоквартирного дома № 7 пер. Железнодорожного г. Немана, чем нарушил требования п. п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.7, 2.7, 2.8.3, 3.1, 3.3, 3.4, 3.4.1, 4.1, 4.2 Правил благоустройства МО «Неманский городской округ», принятых решением Совета депутатов Неманского городского округа от 21 февраля 2017 года № 28.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Постановление N 290)).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
В силу подпункта "в" пункта 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав работ и услуг по содержанию общего имущества дома не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03 апреля 2019 года № 11696-АО/06 «О новой системе с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ООО «ЖилКомСервис» на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 17.01.2018 г. № 1 является с 01 марта 2018 года управляющей организацией для многоквартирных домов в г. Немане, в том числе домов, указанных в оспариваемом постановлении: по ул. Школьная, 2, ул. Советская, 5а, ул. Калинина 9, пер. Железнодорожный, 7, ул. Спортивная, 3 ул. Первомайская,7.
Согласно приложению № 3 к Договору управления многоквартирным домом от 05 февраля 2018 года в Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в расчете на 1 кв.м. общей площади в многоквартирном доме входит уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома.
Согласно приложению № 2 к вышеназванному Договору – Актам от 28.12.2017г. о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах № 2 по ул. Школьной, № 5 по ул. Советская, № 7 по пер.Железнодорожный, № 9 по ул. Калинина, № 3 по ул. Спортивная в г. Немане, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме контейнерные площадки не входят.
Из материалов дела следует, что контейнерные площадки, указанные в протоколе об административном правонарушении административным органом, расположены на муниципальной земле и не входят в состав общего имущества домов, находящихся под управлением ООО «ЖилКомСервис». Более того, рядом с указанными в протоколе контейнерными площадками расположены не только многоквартирные жилые дома, которые находятся под управлением ООО «ЖилКомСервис», но и многоквартирные дома, которые находятся под управлением иных управляющих компаний или в непосредственном управлении собственников помещений, которые также утилизируют отходы в эти контейнеры. Доказательств того, что контейнерные площадки, указанные в протоколе об административном правонарушении должны содержаться управляющей компанией ООО «ЖилКомСервис», материалы дела не содержат. Напротив, уборку этих контейнерных площадок осуществляет на основании Муниципального контракта № на выполнение работ по текущему содержанию объектов благоустройства г. Немана и поселков Неманского городского округа МУП «Благоустройство». В соответствии с техническим заданием к указанному контракту МУП «Благоустройство» выполняет ежедневную уборку улиц, тротуаров, обочин дорог со сбором мусора с улиц, уборку вокруг контейнерных площадок, уборке несанкционированных свалок с вывозом мусора на полигон.
Таким образом, установленные обстоятельства не позволяются признать наличие обязанности по содержанию контейнерных площадок и территорий вокруг их, указанных административным органом в протоколе об административном правонарушении, за ООО «ЖилКомСервис».
В связи с этим, прихожу к выводу об отсутствие доказательств вины директора ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 в неосуществлении в период времени с 16 часов 35 минут 17 января 2019 года до 11 часов 16 минут 29 января 2019 года должного контроля за выполнением в установленные сроки на территории МО «Неманский городской округ» в г. Немане по адресам (Ориентирам): ул. Школьная, 2 - ул. Советская, 5а, ул. Калинина 9, пер. Железнодорожный, 7, ул. Спортивная, 3 уборку бытового и прочего мусора на территории контейнерных площадок.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства вины директора ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 в не принятии своевременно мер к уборке от бытового мусора придомовой территории многоквартирного дома № 7 по ул. Первомайской г. Немана и не принятии мер к уборке снега с придомовой территории многоквартирного дома № 7 по пер.Железнодорожному г. Немана.
Так, из актов от 15.01.2019 года и от 18.01.2019 года видно, что жители дома 7 по ул. Первомайской в г. Немане в указанные дни не допустили на прилегающую к дому территорию работников управляющей компании ООО «ЖилКомСервис» для выполнения работ по уборке мусора, мотивируя тем что территория огорожена и используется жителями для хозяйственных нужд в личных целях, калитка закрыта на замок, доступ на территорию отсутствует. Оснований не доверят указанным документам не имеется, поскольку они подписаны сторонами договора, а именно: работниками ООО «ЖилКомСервис» и собственниками квартир в многоквартирном доме. Более того, не загороженная придомовая территория очищена от мусора.
Согласно наряд-заданию от 29.01.2019 года № 401, подписанному, в том числе, собственником <...> ООО «ЖилКомСервис» была проведена уборка снега.
Учитывая требования ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, оснований полагать о доказанности наличия в действиях должностного лица - директора ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного абз.2 ч.1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 06 марта 2019 года и решение судьи Неманского городского суда Калининградской области от 30 мая 2019 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 06 марта 2019 года и решение судьи Неманского городского суда Калининградской области от 30 мая 2019 года в отношении должностного лица - директора ООО «ЖилКомСервис» ФИО1 по абз.2 ч.1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Калининградского областного суда М.А. Быстрова