ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 08 июня 2022 года № 7а-252/2022
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В., при секретаре Гайдуковой Ю.М., рассмотрев жалобу законного представителя открытого акционерного общества «Северное Молоко» генерального директора ФИО1 на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 21.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Северное Молоко»,
установила:
21.12.2021 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области, главным специалистом отдела государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Е.Н.Е. по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в соответствии с которым открытым акционерным обществом «Северное Молоко» (далее – ОАО «Северное молоко») нарушены правила водопользования при сбросе сточных вод в водный объект, что выразилось в сбросе 12.07.2021 и 26.10.2021 сточных вод через выпуск ОАО «Северное молоко» в <адрес> с превышением установленных нормативов допустимого сброса веществ, а именно: обнаружено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водного объекта рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) от 13.12.2016 № 522, по взвешенным веществам:
12.07.2021 в два раза (обоснование – ПДкрбх взв.вещества = естественные условия + 0,75, результат – 4 мг/дм? в соответствии с протоколом испытаний воды №... от 05.08.2021; фоновый створ 2 мг/дм? в соответствии с протоколом испытаний воды №... от 10.08.2021);
26.10.2021 – более чем в 2 раза (обоснование – ПДкрбх взв.вещества = естественные условия + 0,75, результат – 7,5 мг/дм?, фоновый створ <3 мг/дм?).
Постановлением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 21.03.2022 ОАО «Северное молоко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе генеральный директор ОАО «Северное Молоко» Ночёвка А.А., ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ОАО «Северное молоко» по доверенности ФИО2 жалобу поддержала.
Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Е.Н.Е., допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, показала, что в ходе административного расследования проверялось качество сточных вод ОАО «Северное молоко» на выпуске. Полученные результаты сравнивались с результатам проверки природной воды в <адрес> выше точки сброса (фоновый створ) и ниже (контрольный створ). Поскольку очистные сооружения общества относятся к объектам III категории, для которых нормативы качества не разрабатываются, применялись установленные приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 нормативы. Согласно указанному приказу, концентрация взвешенных веществ в сточных водах общества на выпуске не должна превышать естественные условия более чем на 0,75 мг/дм?. Содержание взвешенных веществ в сточных водах на выпуске составило 7,5 мг/дм?, что превышает допустимые значения. Какой нормативный правовой акт устанавливает требования применять приказ № 552 при проверке качества сточных вод на выпуске, ей не известно.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ОАО «Северное молоко» ФИО2, свидетеля Е.Н.Е., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных названным Кодексом целей.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу части 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждены приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.
Из материалов дела следует, что ОАО «Северное молоко» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в превышении установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водного объекта рыбохозяйственного значения, установленных вышеназванным приказом, а именно взвешенных веществ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.12.2021, ОАО «Северное молоко» 12.07.2021 и 26.10.2021 допустило превышение предельно допустимой концентрации по взвешенным веществам по сравнению с естественными условиями более чем на 0,75 мг/дм?, что, по мнению должностного лица административного органа и судьи первой инстанции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица 1) и Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица 2).
Согласно Нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (таблица 1), для водных объектов рыбохозяйственного значения второй категории по взвешенным веществам установлены следующие показатели качества воды в водном объекте:
при сбросе возвратных (сточных) вод конкретным водопользователем, при производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,75 мг/дм?.
В таблице 2 установлены Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. По взвешенным веществам такой норматив установлен в размере 10,0 мг/дм?. При этом указано, что взвешенные вещества – инертная природная минеральная взвесь, состоящая из неорганического осадочного материала (глинистые и обломочные минералы, горные породы, силикаты, карбонаты и др.) с дисперсностью частиц от 0,5 мкм. Для континентальной шельфовой зоны морей с глубинами более 8 м. Имеется примечание, что норматив 10,0 мг/дм? установлен для морской воды.
Согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование от 28.11.2018 №... которым ОАО «Северное молоко» для осуществления сброса сточных вод предоставлен водный объект – <адрес>, вода в указанном объекте в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект по взвешенным веществам должна отвечать следующим требованиям – 10,0 г/м?. Имеется ссылка на то, что норматив установлен в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552.
Норматив качества воды в контрольном створе указанным решением от 28.11.2018 не установлен.
Нарушение какого-либо нормативного правового акта, которым были бы установлены нормативы качества сточных вод на выпуске, обществу не вменено.
Согласно показаниям свидетеля Е.Н.Е., нормативный правовой акт, предусматривающий применение установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 нормативов качества воды к сточным водам на выпуске, отсутствует.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что обществу вменено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водного объекта рыбохозяйственного значения, установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, при этом нормативы указаны из таблицы 1 «Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения».
Признавая общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, судья первой инстанции не учел, что согласно приведенным Нормативам качества воды, содержание взвешенных веществ не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,75 мг/дм? в контрольном створе (пункте).
По фактам сброса сточной воды 12.07.2021 и 26.10.2021 обществу вменено превышение по сравнению с естественными условиями (фоновым значением) содержания взвешенных веществ на выпуске сточных вод. Согласно протоколу испытаний воды от 05.08.2021 № 21-00-02-4553 (л.д. 74), на который имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, проба воды отобрана на выпуске № 1. В соответствии с протоколом результатов исследований от 15.11.2021 № 1935.21.V (л.д. 108) содержание взвешенных веществ в концентрации 7,5 мг/дм? также установлено на выпуске сточных вод, в то время как в контрольном створе содержание взвешенных веществ не превысило естественные условия и составило ?3 мг/дм?.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Северное молоко» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 21.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Северное Молоко» отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Н.В. Мещерякова