ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2023 года № 7а-252/2023
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Соколова М.В., рассмотрев жалобу начальника Федерального казённого учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» ФИО1 на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 25.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казённого учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства»,
установила:
в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 30.01.2023 по 10.02.2023 по решению УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора № 36 от 13.01.2023, установлено, что Федеральным казённым учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ «Упрдор «Холмогоры», учреждение) на объектах транспортной инфраструктуры:
- мост через левый рукав р. Северная Двина на км 1+883 автомобильной дороги Подъезд к международному аэропорту «Архангельск» (Талаги) от федеральной автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» (Краснофлотский мостовой переход от улицы Холмогорской до автодороги М-8 «Холмогоры»), г. Архангельск (0,0 км) - реестровый номер ДХА0041249 (далее - Мост через левый рукав р. Северная Двина),
- мост через правый рукав р. Северная Двина на км 4+040 автомобильной дороги Подъезд к международному аэропорту «Архангельск» (Талаги) от федеральной автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» (Краснофлотский мостовой переход от улицы Холмогорской до автодороги М-8 «Холмогоры»), г. Архангельск (0,0 км) - реестровый номер ДХА0041250 (далее - Мост через правый рукав р. Северная Двина),
- мост через реку Малая Северная Двина на км 440+889 автомобильной дороги А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово - реестровый номер ДХК0000627 не исполняются требования по обеспечению транспортной безопасности, которые зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 10.02.2023.
21.02.2023 заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении ФКУ «Упрдор «Холмогоры» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 25.04.2023 ФКУ «Упрдор «Холмогоры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Вологодский областной суд, начальник ФКУ «Упрдор «Холмогоры» ФИО2 указывает на отсутствие состава административного правонарушения в части невыполнения требований абзаца 4 подпункта 35 пункта 7, подпунктов 3, 4 Требований, поскольку их выполнение возложено на ООО «ПТБ «ГАРМ-БЕЗОПАСНОСТЬ», с которым заключен государственный контракт на оказание услуг по защите моста через правый рукав р. Северная Двина. Считает, что ФКУ «Упрдор «Холмогоры» в полном объеме выполнило предусмотренные и одновременно ограниченные уставной деятельностью и федеральным законодательством обязанности, разработало планы обеспечения транспортной безопасности и неоднократно обращалось к утвердившему их главному распорядителю бюджетных средств - Федеральному дорожному агентству за выделением соответствующего финансирования, поэтому имеются основания для прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ. Срок привлечения к административной ответственности за невыполнение предусмотренных Планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры с реестровыми номерами ДХА0041249 (мост через левый рукав р. Северная Двина), ДХА0041250 (мост через правый рукав р. Северная Двина), утвержденных 25.02.2019, истек 25.05.2021. Просил применить положения статьи 2.9 КоАП РФ ввиду отсутствия негативных последствий.
Заслушав пояснения защитника ФКУ «Упрдор «Холмогоры» по доверенности ФИО3, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 названного Кодекса, совершенное умышленно, влечет административную ответственность по части 3 указанной статьи в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пункта 5, пункта 9 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объектом транспортной инфраструктуры является технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты; субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
На основании требований статьи 6 указанного Федерального закона объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Подпунктом 3 пункта 7 названных Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для зашиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.
Подпунктом 14 пункта 7 названных Требований установлена обязанность информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (за исключением эстакад), а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: допуска в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры; допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перевозки грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам; перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному назначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
Подпунктом 15 пункта 7 Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности объекта с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры (нескольких объектов транспортной инфраструктуры) I и II категорий и не менее одного раза в 2 года для объектов транспортной инфраструктуры III категории.
Согласно подпункту 29 пункта 7 указанных Требований субъект транспортной безопасности обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом обеспечения безопасности объекта.
Согласно абзацу 4 подпункту 35 пункта 7 указанных Требований субъект транспортной безопасности обязан обеспечивая своевременную и полную реализацию мер, предусмотренных планом обеспечения безопасности объекта, выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частях, в секторе свободного доступа и технологическом секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ частей и указанных секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Подпунктами 3, 4 пункта 8 Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры I категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа, осуществлять путем визуального наблюдения контроль за перемещением физических лиц, автотранспортных средств, самоходной техники и машин вблизи транспортных средств, осуществляющих технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры; обеспечить реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования.
Из материалов дела следует, что объекты транспортной инфраструктуры:
- мост через левый рукав р. Северная Двина на км 1+883 автомобильной дороги Подъезд к международному аэропорту «Архангельск» (Талаги) от федеральной автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» (Краснофлотский мостовой переход от улицы Холмогорской до автодороги М-8 «Холмогоры»), г. Архангельск (0,0 км),
- мост через правый рукав р. Северная Двина на км 4+040 автомобильной дороги Подъезд к международному аэропорту «Архангельск» (Талаги) от федеральной автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» (Краснофлотский мостовой переход от улицы Холмогорской до автодороги М-8 «Холмогоры»), г. Архангельск (0,0 км),
- мост через реку Малая Северная Двина на км 440+889 автомобильной дороги А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово,
включены в реестр категорированных объектов за номерами ДХА0041249, ДХА0041250, ДХК0000627 соответственно, указанным объектам транспортной инфраструктуры присвоена первая категория (л.д. 66-68), субъектом данного объекта является ФКУ «Упрдор «Холмогоры». Начальником Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства утверждены результаты оценки уязвимости вышеуказанных объектов транспортной инфраструктуры (л.д. 69, 72, 73).
Оспариваемым постановлением ФКУ «Упрдор «Холмогоры» привлечено к административной ответственности за неисполнение требований подпунктов 3, 14, 15, 29, абзаца 4 подпункта 35 пункта 7, подпунктов 3, 4 пункта 8 Требований.
Нарушения выявлены должностными лицами УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в ходе плановой выездной проверки в отношении учреждения, проведенной в период с 30.01.2023 по 10.02.2023.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, собранными в ходе производства по делу, в том числе протоколом об административном правонарушении от 21.02.2023, актом внеплановой выездной проверки от 10.02.2023, протоколами осмотра объектов транспортной инфраструктуры, актами эксперимента объектов и иными материалами дела, оцененными судьей городского суда при вынесении постановления в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Поскольку доказательств принятия учреждением исчерпывающих мер для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности не представлено, при наличии доказательств, подтверждающих нарушение требований законодательства о транспортной безопасности, судья обоснованно сделал вывод о доказанности вины ФКУ «Упрдор «Холмогоры» в совершении вменяемого правонарушения.
Действия ФКУ «Упрдор «Холмогоры» правильно квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы о том, что ФКУ «Упрдор «Холмогоры» в полном объеме выполнило предусмотренные и одновременно ограниченные уставной деятельностью и федеральным законодательством обязанности, разработало планы обеспечения транспортной безопасности и неоднократно обращалось к утвердившему их главному распорядителю бюджетных средств - Федеральному дорожному агентству за выделением соответствующего финансирования, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание.
Подпункт 1 пункта 8 Требований обязывает субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры I категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа, оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Нарушение подпункта 1 пункта 8 Требований за отсутствие технических средств обеспечения транспортной безопасности, на которые ФКУ «Упрдор «Холмогоры» просило выделить денежные средства (л.д. 163-165), учреждению не вменялось.
С мнением подателя жалобы об отсутствии в действиях ФКУ «Упрдор «Холмогоры» состава административного правонарушения в части невыполнения требований абзаца 4 подпункта 35 пункта 7, подпунктов 3, 4 Требований, поскольку их выполнение возложено на ООО «ПТБ «ГАРМ-БЕЗОПАСНОСТЬ», согласиться нельзя ввиду того, что ООО «ПТБ «ГАРМ-БЕЗОПАСНОСТЬ» как подразделение транспортной безопасности не является субъектом транспортной инфраструктуры в понятии, установленном Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и, как следствие, не может нести ответственность за неисполнение обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности.
Довод жалобы об истечении 25.05.2021 срока привлечения за невыполнение предусмотренных Планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры с реестровыми номерами ДХА0041249 (мост через левый рукав р. Северная Двина), ДХА0041250 (мост через правый рукав р. Северная Двина), утвержденных 25.02.2019, подлежат отклонению.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.
Определением УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 21.02.2023 № 07-42/1031 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФКУ «Упрдор «Холмогоры» в части неисполнения подпункта 7 пункта 7 Требований в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 21).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.04.2008 № 248-О-О, из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, характер нарушений, посягающих на общественные отношения в области транспортной безопасности, наличие у ФКУ «Упрдор «Холмогоры» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, не позволяет признать совершенное им деяние малозначительным и освободить виновное лицо от наказания по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ.
По настоящему делу оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу не имеется.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 25.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казённого учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казённого учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда М.В. Соколова