ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-261/2022 от 07.06.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Карнышева Ю.С. Дело №7а-261/2022

РЕШЕНИЕ

7 июня 2022 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев жалобу ООО ПМК «Агролесомелиорация» на постановление судьи Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 28 февраля 2022 года,

установил:

государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Д.Е.В. в отношении ООО ПМК «Агролесомелиорация» 11 мая 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении врио руководителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора направлен для рассмотрения судье районного суда общей юрисдикции.

Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 4 августа 2021 года производство по делу прекращено в связи признанием на основании статьи 2.9 КоАП РФ деяния малозначительным.

Решением судьи Новосибирского областного суда от 1 февраля 2022 года по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Д.Е.В. указанное постановление судьи было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Куйбышевский районный суд Новосибирской области.

28 февраля 2022 года судьей Куйбышевского районного суда Новосибирской области вынесено постановление, которым ООО ПМК «Агролесомелиорация» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности по месту нахождения объекта размещения твердых коммунальных отходов на срок 2 (двое) суток с момента фактического приостановления деятельности.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, ООО ПМК «Агролесомелиорация» просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья не учел, что объект размещения твердых коммунальных отходов (земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>) введен в эксплуатацию для размещения твердых коммунальных отходов постановлением <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Новосибирской области от 10 июня 1993 года . Следовательно, запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, до 1 января 2023 года не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

Принятые судьей даты регистрации ООО ПМК «Агролесомелиорация» вида деятельности по обработке и утилизации неопасных отходов и заключение договора аренды земельного участка не являются датами ввода объекта в эксплуатацию. До 1 января 2019 года данный объект (земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>) находился во владении и пользовании иных организаций, он располагался и использовался для размещения твердых коммунальных отходов почти 30 лет и на текущий момент данный объект остается единственным имеющимся на территории <данные изъяты> района Новосибирской области местом для размещения данных отходов, альтернативы не имеется.

Обращает внимание, что данные о месте нахождения объекта размещения твердых коммунальных отходов, эксплуатируемого ООО ПМК «Агролесомелиорация», уже внесены в территориальную схему обращения с отходами Новосибирской области.

Полагает, что судом неверно сделан вывод о повторности нарушения, поскольку общество решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.01.2021 по делу № было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что не образует повторность нарушения по части 5 статьи 8.2 КоАП РФ.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 8.2 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах производства и потребления) установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 29.1 Закона об отходах производства и потребления до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.

Пунктом 8 статьи 29.1 Закона об отходах производства и потребления установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 11 мая 2021 года при анализе информации, поступившей в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), был установлен факт нарушения природоохранного законодательства, а именно ООО ПМК «Агролесомелиорация» осуществляется эксплуатация земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, вид разрешенного использования – под свалку, адрес относительно ориентира: Новосибирская область, район <данные изъяты>, МО <данные изъяты> сельсовет; участок используется на основании договоров аренды земельного участка, заключенных между ООО ПМК «Агролесомелиорация» и Администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Новосибирской области.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ с региональным оператором ООО «<данные изъяты>» на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> ООО ПМК «Агролесомелиорация» осуществляется размещение отходов.

Ранее постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ 2020 года ООО ПМК «Агролесомелиорация» было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ 2020 года).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО ПМК «Агролесомелиорация» к административной ответственности по части 5 статьи 8.2 КоАП РФ.

Судья районного суда, отвергая доводы юридического лица о том, что указанный в пункте 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, не действует в отношении конкретного объекта до 1 января 2023 года, пришел к выводу, что обществом деятельность по размещению отходов осуществляется после 1 января 2019 года.

Полагаю, доводы судьи районного суда в указанной части не соответствуют вышеуказанным положениям статьи 12 и переходным положениям закона, изложенным в статье 29.1 Закона об отходах производства и потребления.

Правовое значение имеет ввод объекта размещения отходов в эксплуатацию до 1 января 2019 года. Как следует из Постановления <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями кадастрового паспорта с описанием координат - земельный участок площадью 3,0 га отведен <данные изъяты> сельской администрации в постоянное/бессрочное пользование под свалку (указано местоположение – на месте выработанного карьера, на 4-ом километре по левой стороне автодороги «<данные изъяты>»).

Объект размещения отходов в селе <данные изъяты>, земельный участок <данные изъяты> включен в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области (приложение № 4.4 пункт 4 к Постановлению Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 № 292-п).

Представленные юридическим лицом доказательства, а также неоднократные обращения о включении объекта в государственный реестр объектов размещения отходов с указанием даты ввода объекта в эксплуатацию постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом и судьей районного суда не оценены, иными доказательствами не опровергаются, мотивы, по которым данные обстоятельства не учтены при установлении события правонарушения, не приводятся.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Поскольку переходные положения Закона об отходах производства и потребления предусматривают мораторий на распространение запрета, нарушение которого вменяется юридическому лицу, до 1 января 2023 года, полагаю, что в действиях ООО ПМК «Агролесомелиорация» отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем постановление судьи районного суда подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ПМК «Агролесомелиорация» отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу - удовлетворить.

Судья Ю.А.Конева