ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-26/2017Г. от 02.02.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дмитриковская Е.Е. дело № 7А-26/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

02 февраля 2017 г. г. Калининград

Калининградский областной суд в лице судьи областного суда

Науменко Б.И.,

При секретаре Киячко А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела надзора на море, в сфере охоты и за особо охраняемыми природными территориями Управления Росприроднадзора на решение Московского районного суда г. Калининграда от 21 декабря 2016 года, которым постановление начальника отдела надзора на море, в сфере охоты и за особо охраняемыми природными территориями Управления Росприроднадзора по Калининградской области В. от 10.10.2016 года о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ – отменено, производство по делу прекращено.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» Кремешковой Е.В., возражавшей против жалобы, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела надзора на море, в сфере охоты и за особо охраняемыми природными территориями Управления Росприроднадзора по Калининградской области В. от 10.10.2016 года ООО «ЛУКОЙЛ- Калининградморнефть» (далее по тексту ООО «ЛУКОЙЛ-КМН») признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а именно в том, что ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» в период с 01 января по 14 апреля 2016 года осуществляло сброс сточных вод через выпуск №1 от Цеха производственного обслуживания (ЦПО) по адресу г.Калининград ул.Киевская, 23, в водный объект - реку Товарная с превышением концентрации загрязняющих веществ относительно ПДКрх (предельно допустимой концентрации вредных веществ).

За данное правонарушение юридическому лицу ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» обжаловало его в суд, который постановил приведенное выше решение.

В жалобе должностное лицо административного органа –Управления «Росприроднадзора» просит отменить решение суда и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на то, что суд допустил несоответствие своих выводов обстоятельствам дела, а также неправильно применил нормы материального права, указав, что сведения о превышении концентрации загрязняющих веществ в сточных водах от цеха производственного обслуживания ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» на выпуске № 1 в водный объект – р.Товарная превышена по фенолу в 2 раза относительно ПДКрХ получены в результате учета качества сточных вод за 4 квартал 2015 г., направленным 07.10.2015 г. и от 18.01.2016 , а также аналогитчной информацией за 1 и 2 квартал 2016 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Материалами дела установлено, что на основании Приказа от 19.07.2016 года врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ А. должностными лицами Управления Росприроднадзора по Калининградской области 25 августа 2016 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» на предмет соблюдения обществом обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования. В процессе проверки поручено провести мероприятия по контролю, в том числе, в области использования и охраны водных объектов.

По результатам проверки установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» допущено нарушение требований водного законодательства, что выразилось в сбросе сточных вод с превышением установленного норматива содержания загрязняющих веществ, а именно, ст.35 п.1, п.4; ст.55 п.2, ст.56 п.1 и 6, ст.60 п.6 Водного Кодекса РФ.

Установлено, что производственная территория Цеха производственного обслуживания (ЦПО) ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» по ул. Киевской, 23 в г. Калининграде, условно разделенная рекой Товарной на два участка, канализована. Ливневые и талые воды с территории ЦПО направляются на соответствующие очистные сооружения ливневых стоков с последующим выпуском в реку Товарную через две точки сброса (выпуск №1, выпуск №2).

Контроль качества поверхностных и сбрасываемых сточных вод осуществляют Лаборатория химического анализа ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», «ЦЛАТИ по Калининградской области» согласно «Программе проведения измерений качества сточных вод, ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной на 2015-2017 гг.».

Согласно Проекту нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты для ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», разработанному в 2015 году для промплощадки Цеха производственного обслуживания, отделом водных ресурсов для ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» утверждены нормативы №01.02.16-168/1 и №01.02.16-168/2 допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты - реку Товарная.

Аналитический контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», используемый для составления отчетности по формам 3.2, 3.3 за 4 квартал 2015 года и 1 и 2 кварталы 2016 года, предоставленной в отдел водных ресурсов, определялся по данным количественного химического анализа сточных вод, проведённого как собственной лабораторией ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», так и ЦЛАТИ по Калининградской области.

Согласно Сведениям, полученным в результате учёта качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2015 года ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», направленным в адрес Отдела водных отношений Министерства развития инфраструктуры Правительства Калининградской области, а также аналогичной информации, предоставленной ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» в отдел водных ресурсов (копии отчетности по формам 3.2, 3.3 за 4 квартал 2015 года и 1 и 2 кварталы 2016 года, предоставленных в отдел водных ресурсов в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» превышает допустимую концентрацию загрязняющих веществ на сбросе сточных вод в водные объекты, а именно, концентрация загрязняющих веществ в сточных водах от Цеха производственного обслуживания ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» на выпуске № 1 в водный объект реку Товарная превышена по фенолу в 2 раза относительно предельно допустимой концентрации в размере 0,001мг/дм3, определенной в соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 года № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения/

Указанные действия ООО «Лукойл-КМН» квалифицированы по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ как нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Отменяя постановление начальника отдела надзора на море, в сфере охоты и за особо охраняемыми природными территориями Управления Росприроднадзора по Калининградской области В. от 10.10.2016 года о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» к административной ответственности по ст.8.13 КоАП РФ за сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в реку Товарная с период с 01 апреля по 14 апреля 2016 года по выпуску № 1 с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ – фенола, суд исходил из того, что согласно письма директора филиала федерального бюджетного учреждения «Центр Лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области» (ЦЛАТИ по Калининградской области), по результатам лабораторного анализа пробы на фенолы с применением методики измерений ПНД Ф 14.1:2.105-97 получено значение ниже предела обнаружения метода, в связи с чем оценить однозначно результат «< 2 мкг/дм3» как превышение или не превышение утверждённого норматива допустимого сброса, не представляется возможным.

В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста директор ЦЛАТИ по Калининградской области Б. пояснил, что предельно допустимый показатель содержания фенолов равен 0,001мг/дм3 В ходе проведения лабораторного исследования, проведённого по заявке ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» невозможно точно определить, имело ли место в апреле 2016 года превышение показателей содержание фенола в сточных водах.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исследованные в судебном заседании доказательства не свидетельствуют с достоверностью о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» в период с 01 по 14 апреля 2016 года сбрасывало сточные воды от Цеха производственного обслуживания в водный объект реку Товарная с превышением концентраций загрязняющих веществ – фенола относительно предельно допустимой концентраций вредных веществ.

Поскольку все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ), то суд сделал правильный вывод о том, что постановление от 10.10.2016 года начальника отдела надзора на море, в сфере охоты и за особо охраняемыми природными территориями Управления Росприроднадзора по Калининградской области В. о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» к административной ответственности по ст.8.13 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Кроме того, суд считает, что ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» подлежало привлечению к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ одновременно с привлечением по ст.8.1 КоАП рФ с учётом положений части 2 ст. 4.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей наказание более строгого административного наказания.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что нарушения в области охраны окружающей среды выявлены в ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» в ходе единой проверки, инициированной Росприроднадзором, проведённой в одном месте, в одно время и одними и теми же должностными лицами с составлением одного акта проверки, совершены в результате бездействия.

При этом в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» возбужденны два дела об административных правонарушениях по ст.8.1 КоАП РФ, по результатам указанной проверки, по каждому эпизоду одного и того же правонарушения, и и одно дело по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и 10.10.2016 года рассмотрены одним должностным лицом – начальником отдела надзора на море, в сфере охоты и за особо охраняемыми природными территориями Управления Росприроднадзора по Калининградской области В. с вынесением двух постановлений.

Постановление по делу , вынесенное 10.10.2016 года в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» по ст.8.1 КоАП РФ, обществом не обжаловано, вступило в законную силу, следовательно, постановление должностного лица Управления «Росприроднадзора», вынесенное 10.10.2016 года по делу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» по ст.8.1 КоАП РФ отменено и производство по делу по второму эпизоду одного и того же правонарушения прекращено судом, поскольку в соответствие с ч.5 ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Рассмотрение дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» по ст.8.1 КоАП РФ и по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и назначение наказания должностным лицом административного органа должно было производиться в порядке ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Решение Московского районного суда г. Калининграда от 21 декабря 2016 года вынесенное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья: Науменко Б.И.