ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-26/2021 от 14.01.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Подуфалый О.А. Дело № 7А-26/2021 (7А-417/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

14 января 2021 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

при секретаре – Сурниной А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» на не вступившее в законную силу решение судьи Московского районного суда г.Калининграда от 1 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Заслушав объяснения защитников ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» - Кремешковой Е.В. и Унгурян Т.В., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного надзора на море по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия ФИО1 от 21 сентября 2020 года № АД-06-64/2020/РС назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, выразившегося в том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» осуществляет деятельность по освоению нефтяного месторождения D41 в территориальном море Российской Федерации посредством пробуренных наклонно-направленных скважин с участка «Береговой» (лицензия на право пользования недрами КЛГ 14979 ПЭ) с большим отходом от вертикали и горизонтальным окончанием до участка недр, расположенного в акватории Балтийского моря, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы в нарушение ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В жалобе на указанное постановление ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» просило его отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на то, что бурение эксплуатационных наклонно-направленных скважин осуществлялось с земельного участка (лицензионный участок «Береговой») в недра для целей добычи нефти на месторождении D41 вне пределов территориального моря. Также указало, что освоение и эксплуатация нефтяного месторождения D41 производится без использования стационарных платформ и иных надводных сооружений, то есть без использования водного объекта. С учетом этих обстоятельств проведения государственной экологической экспертизы не требуется, что также подтверждается ответом Росприроднадзора от 13 февраля 2012 года по результатам рассмотрения материалов, которые до начала бурения скважин были направлены ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» для проведения государственной экологической экспертизы.

Решением судьи Московского районного суда г.Калининграда от 1 декабря 2020 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» - без удовлетворения.

В жалобе ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», настаивая на том, что в процессе освоения и эксплуатации нефтяного месторождения D41 общество не осуществляет хозяйственную деятельность в территориальном море или внутренних морских водах, просит отменить состоявшиеся по делу акты и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Проверив законность и обоснованность актов, состоявшихся по делу об административном правонарушении, суд полагает их подлежащими отмене.

Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

В силу части 2 этой же статьи государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с частью 3 статьи 34 названного Федерального закона объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Из приведенных норм закона в их совокупности следует, что обстоятельством, подлежащим доказыванию по настоящему делу об административном правонарушении, является место осуществления хозяйственной деятельности, а именно: осуществление работ в территориальном море или внутренних морских водах.

Под территориальным морем Российской Федерации понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ).

Из материалов дела следует, в том числе выписок из ЕГРН, следует, что ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» является собственником сооружений нефтяных месторождений с кадастровым номером 39:05:040602:984 (наименование – «Обустройство куста скважин для эксплуатации месторождения D41», адрес: Зеленоградский городской округ, побережье Балтийского моря, западнее реки Алейка), а также скважин №№ 1, 3, 4 месторождения D41 с кадастровыми номерами 39:05:040602:974, 39:05:040602:961, 39:05:040602:970 (адрес: Зеленоградский район, в 3-х км восточнее пос.Куликово, в 2,5 кв.м западнее пос.Малиновка).

По делу установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что бурение наклонно-направленных скважин осуществлено ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» с участка «Береговой» (лицензия на право пользования недрами КЛГ 14979 ПЭ) с большим отходом от вертикали и горизонтальным окончанием ниже уровня Балтийского моря.

Буровая площадка размещена на земельном участке, принадлежащем ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» на праве собственности.

Указанное местонахождение скважин и объектов обустройства месторождения, способ добычи нефти и имеющиеся в деле документы, включая письменный отзыв административного органа на жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» (л.д. 40-43), свидетельствуют о том, что какая-либо хозяйственная деятельность по освоению и эксплуатации месторождения D41 в территориальном море Российской Федерации ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» не осуществляется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что описанное в постановлении по делу об административном правонарушении событие правонарушения - осуществление деятельности по освоению нефтяного месторождения D41 в территориальном море - не имело места, что не учтено судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» не осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе по проведению буровых работ и добыче нефти, также и во внутренних морских водах (акватории Балтийского моря, как ошибочно утверждает административный орган).

Делая такой вывод, суд исходит из того, что согласно статье 1 Водного кодекса РФ под акваторией понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (пункт 1); под водным объектом - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4).

Моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие) отнесены к поверхностным водным объектам (пункт 1 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 Водного кодекса РФ).

В то же время, из преамбулы к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Из приведенных норм закона следует, что море как поверхностный водный объект не включает в себя недра подводных районов.

В соответствии с п. 2, 3 ч. 1 ст. 6 Закона «О недрах» геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка и добыча полезных ископаемых являются разными видами пользования недрами.

Согласно с ч. 1, 3 ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Из материалов дела следует, что хозяйственная деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» по освоению нефтяного месторождения D41 осуществляется на основании выданных в установленном порядке лицензий на право пользования недрами, в том числе лицензии на пользование участком недр федерального значения ШБТ 16055 НЭ от 22 апреля 2016 года сроком действия до 25 апреля 2036 года, выданной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2016 года № 569-р.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и учитывая приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что при наличии лицензии на пользование недрами положительного заключения экологической экспертизы в целях осуществления хозяйственной деятельности в недрах за пределами водной поверхности и дна Балтийского моря не требуется.

Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что в январе 2012 года ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» обращалось в Росприроднадзор по вопросу организации и проведения экологической экспертизы по рабочему проекту бурения (строительства) поисково-оценочных скважин в целях освоения нефтяного месторождения D41.

Письмом заместителя руководителя Росприроднадзора от 13 февраля 2012 года представленные документы возвращены по тем основаниям, что представленная документация не может быть отнесена к объектам государственной экологической экспертизы.

Этим же письмом разъяснено, что при реализации документации во внутренних морских водах она будет являться объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Как указано выше, во внутренних морских водах хозяйственная деятельность не осуществляется недропользователем ООО «ЛУКОЙЛ-Калининград».

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу акты не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного надзора на море по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия ФИО1 от 21 сентября 2020 года № АД-06-64/2020/РС и решение судьи Московского районного суда г.Калининграда от 1 декабря 2020 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Калининград» прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова