ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-282/18 от 16.08.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Зюзина М.В. Дело № 7А-282/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.

при секретаре – Райковой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Новострой» на не вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 30 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.38-4 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

Заслушав объяснения представителя ООО «Новострой» - Троян О.П., поддержавшей жалобу, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Т. от 19 марта 2018 года назначено ООО «Новострой» административное наказание в виде административного штрафа в размере 600000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 38-4 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, выразившегося в том, что в нарушение требований порубочного билета от 20 января 2017 года, выданного ООО «Новострой» комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград», и требований статей 2 и 3 статьи 3 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 100 «Об охране зеленых насаждений» при выполнении работ по вырубке древесно-кустарниковой растительности по <адрес> ООО «Новострой» допустило уничтожение подлежащих сохранению дерева вишни, куста барбариса, куста ивы, двух тисов.

В жалобе на указанное постановление ООО «Новострой» просило его отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на то, что ООО «Новострой» по неосторожности уничтожило при строительстве только одно дерево (вишню) и готово компенсировать причиненный ущерб, ствола барбариса в диаметре был менее 10 см и на его вырубку не следовало получать порубочный билет, ива к моменту осмотра стройплощадки отсутствовала ввиду естественной гибели и два тиса находились за ограждением строительной площадки вне контроля ООО «Новострой», которое не имело никакого интереса в вырубке этих деревьев и не осуществляло ее.

Решением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 30 мая 2018 года указанное постановление по делу об административном правонарушении изменено путем снижением размера административного штрафа до 300000 руб. на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в остальной части это же постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Новострой» - без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Новострой» ставит вопрос об его отмене, настаивая на уничтожении одного дерева вишни и заявляя о готовности компенсировать причиненный вред. Также обращает внимание на то, что перечетная ведомость зеленых насаждений, в которой зафиксировано наличие пяти вышеуказанных насаждений, датируется 18 августа 2016 года и не отражает действительное состояние зеленых насаждений, в том числе их наличие, на момент составления 19 января 2018 года акта освидетельствования места вырубки (сноса). Также полагает недопустимым доказательством акт освидетельствования места вырубки (сноса) от 19 января 2018 года, о составлении которого ООО «Новострой» не уведомлялся.

Проверив законность и обоснованность состоявшихся по данному делу актов, суд находит их подлежащими изменению.

На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 38-4 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение условий специального разрешения на вырубку (снос) и (или) пересадку зеленых насаждений.

Санкцией этой статьи предусмотрено административное наказание в отношении юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 600000 до 1000000 руб.

На основании ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, помимо иных вопросов, установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «о практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»), а также возможности наличия в региональных законах ссылок на положения федеральных нормативных правовых актов.

Однако такие ссылки либо воспроизведение в региональном законодательстве положений федерального законодательства не должно приводить к установлению законом субъектов Российской Федерации административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из текста Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 «Об охране окружающей среды» следует, что федеральный законодатель закрепил право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, а также корреспондирующую гражданам, организациям обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства, при этом установление самих требований, предъявляемых к охране окружающей среды, относит к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а не субъекта Российской Федерации.

Федеральным законодателем предписано, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, а именно при размещении объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизведения природных ресурсов (статья 35).

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, запрещается строительство и реконструкция объектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (статья 37).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления и воспроизводства природных ресурсов (статья 39).

Порядок создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утвержден приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153.

Этими Правилами предусмотрено, что перечетная ведомость на вырубаемые и пересаживаемые деревья и кустарники выполняются на стройгенплане в масштабе 1:500; на стройгенплан наносятся все деревья и кустарники, которые попадают под пятно застройки и по трассам инженерных сетей и нуждаются в удалении, при этом проектной организацией определяется, исходя из возраста и состояния насаждений, возможность их пересадки или необходимость вырубки. Все эти данные записываются в перечетную ведомость, которая должна быть согласована со специально на то уполномоченным органом муниципального управления по управлению зеленым фондом города. На основе дендроплана и перечетной ведомости строительная организация помечает деревья, предназначенные к вырубке и пересадке. Все деревья, которые подлежат сохранению, должны быть защищены от строительных механизмов специальными ограждениями.

Землепользователи озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений; не допускать складирования строительных отходов, материалов и т.д.; во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимые в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам.

При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны, в частности, согласовывать с предприятием зеленого строительства (хозяйства) начало строительных работ в зоне городских насаждений и уведомлять указанные предприятия об окончании работ не позднее чем за два дня; ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м; работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы; сохранять верхний растительный грунт на всех участках нового строительства.

Пунктом 6.4 названных Правил прямо предусмотрено, что запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что требования, предъявляемые к охране окружающей среды, в том числе порядок вырубки (сноса) зеленых насаждений, регламентирован федеральным законодательством.

За нарушение этих требований федеральным законодателем установлена административная ответственность, в том числе, статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Само по себе то обстоятельство, что в статье 3 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 100 «Об охране зеленых насаждений» содержатся общие положения о том, что граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений, а производственная, строительная и иная хозяйственная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований по охране зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и Калининградской области, не позволяет квалифицировать деяние, заключающееся в самовольной вырубке зеленых насаждений, в соответствии со статьей 38-4 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

Подобное деяние подлежит квалификации в соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ, что не учтено должностным лицом при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении и судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Факт уничтожения двух кустов и трех деревьев установлен и фактически не оспаривается ООО «Новострой».

Ссылки ООО «Новострой» на отсутствие обязанности по получению порубочного билета на вырубку куста с диаметром веток менее 10 см ссылками на законодательство не подтверждены.

Факт уничтожения одного дерева вишни ООО «Новострой» не оспаривает.

Доводы ООО «Новострой» об уничтожении куста ивы вследствие естественных причин объективно не подтверждены, равно как и утверждения об уничтожении двух деревьев тиса третьими лицами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о виновности ООО «Новострой» в совершении вышеописанного правонарушения, которое суд квалифицирует по статье 8.1 КоАП РФ.

Определяя размер подлежащего назначению административного штрафа, суд принимает во внимание, что санкция статьи 8.1 КоАП РФ предусматривает в отношении юридических лиц административное наказание в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч руб., ООО «Новострой» фактические обстоятельства признает, намерено в полном объеме реализовать компенсационную программу озеленения на данном участке местности и высадить 48 новых деревьев.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает, что целям назначения административного наказания отвечает назначение ООО «Новострой» административного штрафа в размере 50000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Т. от 19 марта 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 30 мая 23018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 38-4 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, в отношении ООО «Новострой» изменить.

Переквалифицировать деяние ООО «Новострой» со статьи 38-4 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на статью 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить ООО «Новострой» административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова