Дело № 7а-285-2013
Судья Ю.Э. Зуева +
Р Е Ш Е Н И Е07 октября 2013 г. г.Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Галаева Л.Н., при секретаре С.Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ТеплоГазСервис» на постановление судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 02.10.2013, которым ООО «ТеплоГазСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, за которое ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком 45 суток.
Заслушав представителя ООО «ТеплоГазСервис» директора ФИО1, его защитника по доверенности ФИО2, поддержавших доводы жалобы, государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора И., судья
у с т а н о в и л:
Распоряжением от 15.08.2013 №3-06/1412 вр.и.о заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора принято решение о проведении в период с 26.08.2013 по 20.09.2013 плановой выездной проверки ООО «ТеплоГазСервис». Проверка проводилась с целью проверки соблюдения ООО «ТеплоГазСервис» требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов
В ходе проверки были выявлены нарушения требований промышленной безопасности.
По данному факту инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Сибирского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 23.09.2013 № А60-91/02юл.
Определением от 23.09.2013 материалы административного дела переданы на рассмотрение в Первомайский районный суд г. Новосибирска.
Судьей районного суда вынесено указанное выше постановление, с которым не согласно ООО «ТеплоГазСервис».
В жалобе, поданной в порядке ст.30.1 КоАП РФ, изложена просьба об отмене постановления и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указано, что судьей не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела, не учтено то, что о работоспособности газовой сети ООО «ТеплоГазСервис» зависит теплоснабжение значительного количества жилых домов частного сектора.
Судьей районного суда не дана оценка мерам принимаемым ООО «ТеплоГазСервис» в части организации работы АДС.
Проводя проверку работы АДС административным органом нарушены требования законодательства в сфере защиты юридических лиц при осуществлении государственного надзора.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - установлена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п.п. «в» п.1 указанного Приложения к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Судом установлено, что 15 августа 2013 г. Сибирским Управлением Ростехнадзора было вынесено распоряжение № 3-06/1412 о проведении плановой выездной проверки ООО « ТеплоГазСервис» с целью выполнения плана работы территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Согласно свидетельству о регистрации А 60-06699 в Перечень опасных производственных объектов эксплуатируемых ООО «ТеплоГазСервис» входят сети газоснабжения природным газом в Первомайском районе г. Новосибирска
В ходе проведенной проверки было установлено, что на опасном производственном объекте выявлены 17 нарушений требований нормативно-правовых актов и нормативно-технической документации, регламентирующих безопасную эксплуатацию оборудования и безопасное проведение работ на опасных производственных объектах, а именно:
1. в нарушение требований приказа № 480 от 19 августа 2011 г. не разработан Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, а также не согласован с территориальным органом Ростехнадзора (ч.2 ст. 11 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.32 Приказа от 19 августа 2011 г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»);
2. в аварийно-диспетчерской службе (АДС) не проводятся тренировочные занятия не реже одного раза в год с оценкой действий персонала по планам взаимодействия служб различного назначения (п. 11.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 года);
3. на участках наружного распределительного надземного газопровода, проходящие по улице Красный Факел ( в районе домов № 124,147, 162),улице Качалова ( в районе домов № 45,47), улица Физкультурная, улица Стрелочная ( в районе домов № 14,23), улица Речная, улица Ошанина, улица Майкова, улица Павленко (в районе домов № 10, 19, 22), улица Лебедева имеются следы ржавчины и отслоение краски, что не соответствует п.3 ГОСТ14202-69 (ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5.1.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 г.);
4. не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, выразившийся в не предоставлении отчетной информации об организации производственного контроля в территориальный орган Ростехнадзора (ч.2 ст. 11 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 14 Постановления №263 от 10 марта 1999 г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»);
5. не создана аварийно-диспетчерская служба (АДС) с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни (ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 11.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 года, п.4.6 Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54983-2012 Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация);
6. не обеспечена укомплектованность штата аттестованными работниками опасного производственного объекта, а именно, аварийно-диспетчерская (АДС) не укомплектована аттестованными диспетчерами АДС, аттестованными мастерами АДС, аттестованными слесарями АДС, работающими в дневную и ночную смену (ч.1ст.9 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1.2.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 г., приложение Ц Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Рк 54983-2012 Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация);
7. специальный автомобиль АДС не оборудован: вентиляционной установкой, насосом для откачки конденсата, комплектом бурового инструмента, осветительной установкой; персонал АДС не обеспечен инвентарем и материалами: спецодеждой, предупредительными знаками, переносными светильниками во взрывозащищенном исполнении, палатками от атмосферных осадков (ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 11.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 г., Приложение Ш Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54983-2012Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация);
8. отсутствуют шланговые или кислородно-изолирующие противогазы для работы в загазованной среде, а именно: представленные в ходе проверки противогазы Бриз-0301 (ПШ-1С), укомплектованы полиэтиленовыми шлангами, вместо резинотканевых (ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 10.54 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03,утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 г., Приложение Щ Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р54983-2012 Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация);
9. количество специальных автомобилей АДС, оборудованные радиостанцией, сиреной, проблесковым маячком, оснащенные техническими средствами (на каждую дежурную аварийную бригаду), не обеспечивает выполнение возложенных функций по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а именно в случае выхода из строя единственного аварийного автомобиля отсутствует возможность осуществление аварийных выездов по заявкам на специальном автомобиле АДС (ч.1 ст.9 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 11.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03,утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 г., Приложение Ш Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р54983-2012 Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация);
10. не разработана Инструкция по изоляции сварных стыковых соединений газопроводов, мест врезок (присоединений), ремонту поврежденных участков покрытий и контролю качества выполненных работ (для каждого вида покрытий), согласованная с территориальным органом Ростехнадзора (ч.1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.1.2 Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54983-2012 Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация.);
11. отсутствуют: а) технологическая схема сети газораспределения, карты в электронном виде с нанесенными объектами сетей газораспределения, б) схема оповещения, сбора и выезда на аварийные объекты персонала производственных подразделений и техники, в) схема оповещения об авариях на объектах газораспределительных систем, номера телефонов органов исполнительной власти субъектов РФ, районов, населенных пунктов, ГО и ЧС, территориальных органов Ростехнадзора, газотранспортных организаций, поставщиков газа, промышленных потребителей газа и др. организаций, согласно схемам оповещения, г) электронный диспетчерский журнал для сбора, обработки, хранения, отражения и передачи оперативных режимно - технологических параметров и учетно-балансовых данных о работе объектов сетей газораспределения (ч.1ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Приложение Щ Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54983-2012 Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация);
12. план локализации и ликвидации аварий (ПЛАС) в процессе эксплуатации объектов сетей газораспределения не соответствует требованиям промышленной безопасности, а именно в ПЛАС не указаны действия диспетчера АДС, мастер АДС, слесаря АДС при возникновении различных аварийных ситуаций (ч.1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Приложение Ю Национального Стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54983-2012 Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация);
13. наружные наземные газопроводы не подвергаются периодическому приборному обследованию, включающему выявление мест утечек газа- для стальных газопроводов (ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5.3.16 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 г.);
14. не представлены документы, подтверждающие допуск к работе на опасном производственном объекте лиц, не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе (ч.1 ст.9 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
15. не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (ст. 10 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
16. не проведена ежегодная периодическая, метрологическая поверка контрольно-измерительным приборам (показывающим манометрам), установленным в ГРПШ № № 1,2,3,4,9,10,20,15,16,17, а также на циферблатах, корпусах показывающих манометров не обозначено значение шкалы, соответствующее максимальному рабочему давлению (ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5.7.5; 5.7.7 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18 марта 2003 г.);
17. крепление надземного распределительного газопровода низкого давления на опоре при переходе через дорогу по улице Красный Факел не соответствует проектной документации (нарушение проектной документации).
Судья районного суда пришел к выводу, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
При этом судья исходил из того, что вина ООО « ТеплоГазСервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ подтверждается:
- актом проверки № 44/02Г от 20 сентября 2013 года с фототаблицей;
- протоколом № А60-91/02юл об административном правонарушении от 23.09.2013;
- объяснениями представителя ООО «ТеплоГазСервис», признавшим значительную часть нарушений и другим доказательствами.
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение установленных правил и норм было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ООО « ТеплоГазСервис» не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалами дела не подтверждено.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что действия ООО «ТеплоГазСервис» правильно квалифицированны судьей районного суда в соответствии с ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ. Вина ООО «ТеплоГазСервис» в совершении данного правонарушения полностью установлена в ходе судебного разбирательства.
В данной части постановление судьи Первомайского районного суда от 02.10.2013 полагаю законным и обоснованным. Доводы жалобы не содержат доводов свидетельствующих об ошибочности выводов судьи, оснований считать такие выводы неправильными не усматривается.
В части применения судьей наказания в виде административного приостановления деятельности прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Назначая ООО «ТеплоГазСервис» административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья исходил из того, что эксплуатация сетей газоснабжения при выявленных Управлением Ростехнадзора нарушениях представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, так как может привести к разгерметизации газопровода с выходом газа (следы ржавчины и отслоение краски).
Также выявленные нарушения в части организации работы АДС могут привести к получению травм и отравлений работников ООО « ТеплоГазСервис», отсутствие подготовленного персонала АДС, количества специальных автомобилей не позволят обеспечить готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, что также может повлечь тяжкие последствия.
На основании изложенного, судья районного суда пришел к выводу, что назначение штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, судья полагает необходимым применить наказание в виде административного приостановления деятельности организации.
С таким выводом судьи согласиться нельзя.
Выводы судьи о возможности разгерметизации газопровода в силу выявленных следов ржавчины и отслоения краски, сделаны на основании представленных должностным лицом материалов проверки. Указанные нарушения выявлены должностным лицом визуально, без применения технических средств, позволяющих объективно оценить износ газопровода. Представленные в материалах фототаблицы не дают представления о степени и глубине коррозийных процессов в силу чего не могут свидетельствовать о наличии реальной угрозы разгерметизации.
Также не представлено доказательств однозначно свидетельствующих о возможности наступления тяжких последствий для жизни и здоровья людей, вследствие нарушения требований к организации работы АДС. Из материалов дела усматривается, что между ООО «ТеплоГазСервис» и ОАО «Сибирьгазсервис» заключен договор об оказании услуг аварийно-диспечерского обслуживания объектов газоснабжения ООО «ТеплоГазСервис». При таких обстоятельств прихожу к выводу, что ООО «ТеплоГазСервис» принимаются меры к снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, ставящих под угрозу жизнь и здоровье людей.
Кроме того, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из текста жалобы поданной в Новосибирский областной суд усматривается, что в случае приостановления деятельности ООО «ТеплоГазСервис» будет нарушено подача тепла и горячего водоснабжения значительного числа домов частного сектора, а также многоквартирных жилых домов микрорайона «Березовое». Аналогичные сведения приведены представителем ООО «ТеплоГазСервис» в судебном заседании 02.10.2013. При этом судьей оценка указанным доводам не дана.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела в г. Новосибирске начался отопительный сезон, нарушение работы систем жизнеобеспечения в части подач тепла и горячего водоснабжения является крайней мерой и может быть допущено в исключительных обстоятельствах. Доказательств наличия таких обстоятельств, в материалах дела не усматривается. Кроме того, из предписания, имеющегося в материалах дела усматривается, что установлены сроки устранения недостатков, которые устранены в соответствии с указаниями Ростехнадзора и в срок, указанный в предписании, остальные нарушения подлежат устранению до 20.10.13 г и до 20.12.2013 г.
Согласно п.2 ч. 1ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Первомайского районного суда от 02.10.2013 в части назначения наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит изменению.
С учетом всех обстоятельств дела, того что ООО «ТеплоГазСервис» представлены доказательства принимаемых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, а также того, что ранее ООО «ТеплоГазСервис» к административной ответственности не привлекалось, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ размере – 250000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, 30.1 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 02.10.2013 в части назначенного ООО «ТеплоГазСервис» наказания в виде административного приостановления деятельности - изменить.
Назначить ООО «ТеплоГазСервис» административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 02.10.2013 оставить без изменения.
Судья