ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-293-2017 от 25.07.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Чубуков А.С. Дело № 7а-293-2017

Р Е Ш Е Н И Е

25 июля 2017 г. г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре Варюшкиной Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Искитимском районе ФИО1 на постановление судьи Сузунского районного суда Новосибирской области от 17 мая 2017 года, которым ООО «Болтовский маслосыркомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.

Заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО1, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2, судья

у с т а н о в и л:

11 мая 2017 года главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Искитимском районе ФИО1 в отношении ООО «Болтовский маслосыркомбинат» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено статьей 6.3 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении переданы в Сузунский районный суд Новосибирской области для рассмотрения по существу.

Постановлением Сузунского районного суда Новосибирской области от 17 мая 2017 года ООО «Болтовский маслосыркомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 18000 рублей.

С вынесенным постановлением не согласилось должностное лицо и обратилось в порядке ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Новосибирский областной суд с жалобой, в которой изложена просьба об отмене постановления суда и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы должностное лицо указало, что несогласно с постановлением Сузунского районного суда Новосибирской области от 17.05.2017 в отношении ООО «Болтовский маслосыркомбинат» в части назначенного судом наказания.

В качестве довода жалобы должностное лицо указало на то, что нарушения, допущенные ООО «Болтовский маслосыркомбинат», представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, на необходимость временных затрат для устранения выявленных нарушений, не учтены отягчающие вину обстоятельства.

Кроме того, по мнению должностного лица, судом, при рассмотрении дела по существу, не исследованы материалы дела, не дана оценка нарушениям, выявленным при проведении проверки, не установлено какие нарушения устранены ООО «Болтовский маслосыркомбинат» на момент рассмотрения дела.

Жалоба подана в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок, препятствий к её рассмотрению не усматривается.

Рассмотрев дело в полном объеме, согласно требованиям ст. 30.6 КоАП РФ, изучив материалы дела в полном объеме, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 11 ФЗ №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

П.2 ст.15 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» установлено, что пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

На основании пункта 5 данной статьи граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно ч.1 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 №23 введены в действие санитарные правила «Производство молока и молочных продуктов. СанПин 2.3.4.551-96».

Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к производству и лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества.

В соответствии с п.5.3 СанПин 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» у входа в здания предприятий должны быть предусмотрены скребки, решетки или металлические сетки для очистки обуви от грязи, а внутри зданий при входе в производственные цеха и бытовые помещения - дезинфицирующие коврики.

Согласно п.5.9 СанПин 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» стены основных производственных цехов, а также заквасочного отделения и лаборатории должны быть облицованы глазурованной плиткой (или другими материалами, разрешенными органами госсанэпидслужбы) на полную высоту, но не ниже 2,4 м, а выше, до низа несущих конструкций, - покрашены водоэмульсионными и другими покрытиями, разрешенными для этой цели Госкомсанэпиднадзором России; стены в камерах хранения готовой продукции, термо- и хладостатных, а также в кабинетах начальников цехов, мастеров и др. допускается окрашивать эмульсионными и другими разрешенными красками; в складах хранения сырья и материалов следует предусматривать известковую побелку стен.

Пунктом 5.11 СанПин 2.3.4.551-96 установлено, что покраска или побелка стен и потолков всех производственных и подсобных помещений должна производиться по мере загрязнения, но не реже двух раз в год, красками светлых тонов. Одновременно с побелкой следует проводить дезинфекцию поверхностей ограждающих конструкций.

При появлении плесени потолки и углы производственных помещений следует немедленно очищать и окрашивать красками с добавлением разрешенных фунгицидныхпрепаратов (п.5.12 СанПин 2.3.4.551-96).

Полы в производственных помещениях должны иметь покрытие из нескользких, кислото- и щелочеустойчивых, водонепроницаемых материалов (разрешенных к применению органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), ровную поверхность без выбоин с уклоном в сторону крытых лотков и трапов (п.5.13 СанПин 2.3.4.551-96).

На основании п.5.16 СанПин 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» в производственных помещениях должны быть установлены педальные бачки с крышками для мусора, а также емкости из полимерных материалов для сбора санитарного брака. Бачки и емкости для брака следует ежедневно очищать, промывать моющими средствами и дезинфицировать 0,5%-ным раствором хлорной извести.

Хранение в производственных помещениях отходов, а также инвентаря и оборудования, не используемых в технологическом процессе, запрещается.

Положения п.5.19 СанПин 2.3.4.551-96 гласят: В планах работы предприятия следует предусматривать санитарные дни, не реже одного раза в месяц, для проведения генеральной уборки и дезинфекции всех помещений, оборудования, инвентаря, а также текущего ремонта.

График проведения санитарных дней на квартал должен согласовываться с органами и учреждениями госсанэпиднадзора. На крупных предприятиях допускается проведение санитарных дней по отдельным цехам.

Для организации проведения санитарного дня на каждом предприятии должна быть создана санитарная комиссия под председательством главного инженера, с участием инженерно-технических работников, представителей общественных организаций, рабочих, ОТК и санитарной службы.

Перед проведением санитарного дня комиссия должна установить объем и порядок работ, а затем проверить их выполнение.

Согласно п.7.10 СанПин 2.3.4.551-96 в производственных помещениях должны быть предусмотрены:

- смывные краны с подводкой холодной и горячей воды, установкой смесителей из расчета 1 кран на 500 м2 площади в цехах, где возможно загрязнение пола стоками или продукцией, но не менее 1 крана на помещение; кронштейны для хранения шлангов;

- раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, снабженные мылом, щеткой, дезинфицирующим раствором (0,02%-ным раствором хлорной извести), полотенцами разового пользования, электрополотенцами. Раковины следует размещать в каждом производственном помещении при входе, а также в удобных для пользования местах на расстоянии не более 15 м от каждого рабочего места;

- питьевые фонтанчики или сатураторы для питьевых целей - на расстоянии не более 70 м от рабочего места.

Согласно п.7.11 СанПин 2.3.4.551-96 питьевая вода для бытовых и технологических нужд должна подвергаться химическому анализу согласно инструкции по технохимическому контролю на предприятиях молочной промышленности в сроки, установленные органами и учреждениями госсанэпиднадзора, но не реже одного раза в квартал, бактериологическому - одного раза в месяц.

Анализ воды следует проводить в соответствии с ГОСТом "Вода питьевая: Методы санитарно-бактериологического анализа".

Воду необходимо исследовать в следующих точках отбора проб: на вводе, в накопительных резервуарах, в производственных цехах (аппаратном, творожном, сметанном, цехе разлива, в заквасочном отделении l, 0; т.п.).

В зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе, включающем территории завода и сырьевую зону предприятия, кратность исследования воды по предписанию органов и учреждений госсанэпиднадзора может быть увеличена независимо от источника водоснабжения.

Для сбора и удаления производственных и бытовых сточных вод предприятия должны быть канализованы; канализация может присоединяться к канализационным сетям населенных пунктов или иметь собственную систему очистных сооружений. При сбросе на очистные сооружения населенных пунктов условия отведения сточных вод определяются "Правилами приема производственных сточных вод в систему канализации населенных пунктов" (п.9.3).

Для мойки и дезинфекции инвентаря, тары, транспортных средств и т.п. оборудуют специальные моечные помещения с водонепроницаемым полом, подводкой острого пара, горячей и холодной воды, сливом для отвода сточных вод, вентиляцией (п.11.10).

Для ручной мойки разборных деталей оборудования (трубопроводов, кранов, дозирующих устройств и т.д.) должны быть предусмотрены специальные трехсекционныепередвижные ванны со штуцерами для слива растворов. Расположение штуцеров должно обеспечивать полный слив растворов. Ванны должны быть оборудованы полками для сушки деталей (п.11.11).

Согласно п.12.1 СанПин 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» все процессы приемки, переработки и хранения молока и молочных продуктов должны проводиться в условиях тщательной чистоты и охраны их от загрязнения и порчи, а также от попадания в них посторонних предметов и веществ.

В соответствии с пунктом 12.26 названных Правил в целях предупреждения попадания в продукцию посторонних предметов поступающее на предприятие молоко должно фильтроваться, очищаться на молокоочистителях, мука, сахар должны просеиваться, изюм перебираться и промываться, какао, кофе, ванилин и др. должны проверяться на наличие механических примесей.

Особенно тщательно должен проверяться творог, доставленный с низовых заводов, чтобы при его дефростации и освобождении от тары не могли попасть в продукт гвозди, кусочки дерева и прочее.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, 13.04.2017 в 16-00 часов на основании распоряжения Роспотребнадзора по Новосибирской области №990 от 12.04.2017 проведена внеплановая выездная проверка с целью соблюдения обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении ООО «Болтовский маслосыркомбинат», расположенного по адресу: <...>.

В результате проведения проверки выявлены следующие нарушения санитарных правил:

- у входа в здание предприятия не предусмотрены скребки, решетки или металлические сетки для очистки обуви от грязи;

- не обеспечено проведение текущего ремонта по мере необходимости, а при проявлении (в маслодельном цехе) не обеспечено проведение немедленного очищения и окрашивания красками с добавлением разрешенных фунгицидных препаратов;

- в цехе по производству масла на участке подготовки тары, в маслодельном цехе – стены не ровные (имеется отпавшая плитка), покраска и побелка стен и потолков не проводится по мере загрязнения (на стенах и потолках маслодельного цеха побелка черного цвета, плесень, на потолках имеется отпавшее штукатурное покрытие), покрытие пола не имеет ровную поверхность (имеется отбитая плитка);

- в складских помещениях №1 и №2 для хранения готовой продукции стены не окрашены эмульсионными или другими разрешенными красками (стены на всю высоту побелены), в складском помещении №2 для хранения готовой продукции, покраска стен и побелка потолков не проводится по мере загрязнения: побелка серого цвета, стены не ровные, местами отпавшее штукатурное покрытие, на потолке трещины, разводы желтого цвета, пол бетонный, не имеет ровную поверхность (с выбоинами);

- в складе хранения сырья и материалов побелка стен не проводится по мере загрязнения (побелка серого цвета, имеет отпавшее штукатурное покрытие);

- в отделении приемки молока стены не ровные (имеется местами отпавшая плитка), побелка потолка не проводится по мере загрязнения (на потолке разводы желтого цвета), что не позволяет осуществлять процессы приемки, переработки и хранения молока и молочных продуктов в условиях тщательной чистоты и охраны их от загрязнения и порчи, а также от попадания в них посторонних предметов и веществ;

- отсутствуют педальные бачки с крышками для мусора, а также емкости из полимерных материалов для сбора санитарного брака;

- отсутствуют раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды со смесителем (при входе в производственное помещение установлена бытовая раковина с подводкой только холодной воды, в маслодельном цехе бытовая раковина не работает (не подключена к канализационным сетям, отсутствует подводка горячей воды), отсутствует питьевые фонтанчики или сатураторы для питьевых целей;

- питьевая вода для бытовых и технологических нужд не подвергается химическому анализу не реже одного раза в квартал, бактериологическому анализу – не реже одного раза в месяц, не исследуется в следующих точках отбора проб: на вводе, в накопительных резервуарах, в производственных цехах (представлены протоколы по бактериологическому анализу не за каждый месяц - отсутствуют протоколы исследования воды за январь, март, апрель, июнь, сентябрь, октябрь 2016, апрель 2017; представлены протоколы по химическому анализу не за каждый квартал – отсутствуют протоколы исследования воды за 1 квартал и 2 квартал 2016; в протоколах не указываются точки отбора проб);

- для мойки и дезинфекции инвентаря, тары, транспортных средств и т.п. не оборудовано специальное моечное помещение с водонепроницаемым полом, подводкой острого пара, горячей и холодной воды, сливом для отвода сточных вод, вентиляцией (специальное моечное помещение отсутствует);

- для ручной мойки разборных деталей оборудования (трубопроводов, кранов, дозирующих устройств и т.д.) не предусмотрены специальные трехсекционные передвижные ванны со штуцерами для слива растворов, оборудованные полками для сушки деталей;

- в целях предупреждения попадания в продукцию посторонних предметов поступающее на предприятие молоко не очищается на молокоочистителях (молокоочистители отсутствуют), что является нарушением ст.2, ст.11, 15, 32 ФЗ от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5.3, п.5.9, п.5.11, п.5.12, п.5.13, п.5.16, п.5.19, п.7.10, п.7.11, п.9.3, п.11.10, п.11.11, п.1.1, п.12.26 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов».

Вынося постановление о привлечении ООО «Болтовский маслосыркомбинат» к ответственности, судья районного суда пришел к выводу, что действия ООО «Болтовский маслосыркомбинат» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.

Судья исходил из того, что на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, достоверно установлен факт нарушения обществом санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению благополучия населения.

Факт наличия нарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11.05.2017, актом проверки №990 от 11.05.2017, протоколом о временном запрете деятельности от 11.05.2017, иными доказательствами дела, которым судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости и достоверности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской, Федераций предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Болтовский маслосыркомбинат», являясь юридическим лицом, осуществляющим, предпринимательскую деятельность на свой риск, а также участником правоотношений в сфере безопасности жизни и здоровья населения принимает на себя обязательства по неукоснительному соблюдению норм действующего законодательства.

ООО «Болтовский маслосыркомбинат» имело возможность обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических требований. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих реализации предоставленных обществу, прав и выполнению возложенных на него обязанностей, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдения установленных норм и правил, материалы дела не содержат.

Кроме того, факт совершения административного правонарушения ООО «Болтовский маслосыркомбинат» не оспаривался.

Таким образом, прихожу к выводу о том, что судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Болтовский маслосыркомбинат» вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.

Нахожу выводы судьи районного суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Довод жалобы должностного лица о несогласии с назначенным ООО «Болтовский маслосыркомбинат» наказанием за совершенное правонарушение полагаю несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административным наказанием признается установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, выраженному в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2007 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущего назначение более строгого административного наказания, только в случае, - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Таким образом, постановление не подлежит отмене по жалобе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, на мягкость назначенного судом наказания.

Определение вида и размера наказания является правом суда.

При таких обстоятельствах, нахожу выводы судьи районного суда о назначении ООО «Болтовский маслосыркомбинат» наказания в виде административного штрафа в размере 18000 рублей правомерными.

Таким образом, постановление суда вынесено законно и обоснованно.

Административное наказание назначено ООО «Болтовский маслосыркомбинат» в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи Сузунского районного суда Новосибирской области от 17 мая 2017 года, основанного на правильном применении закона, с учетом установленных обстоятельств, не усматривается.

Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Сузунского районного суда Новосибирской области от 17 мая 2017 года о привлечении ООО «Болтовский маслосыркомбинат» к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Искитимском районе ФИО1 – оставить без изменения.

Судья «подпись» Л.А.Куранова

КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7а-293-2017

Судья-