ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2024 года № 7а-2/2024
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Балаева Т.Н., рассмотрев жалобу главы Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1 на постановление судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 09.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1,
установила:
21.08.2023 временно исполняющим обязанности начальника Тотемского филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области» (далее – Тотемский филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Вологодской области») ФИО в отношении главы Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому глава Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1, являясь должностным лицом администрации Тотемского муниципального округа, в должностные обязанности которого входит организация мероприятий в области антитеррористической защищенности объектов (территорий), расположенных на подведомственной территории допустил нарушение требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) – городская площадь муниципального образования «город Тотьма», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечил рабочее состояние системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средства) экстренного оповещения населения, находящегося на территории, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, кроме того, место массового пребывания людей 1 категории не оборудовано информационным стендом (табло), содержащим схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефонами правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, что является нарушением требований статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», положений пункта 22, 23 «б», 29 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272.
Постановлением судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 09.11.2023 глава Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Вологодский областной суд, глава Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1 утверждает, что в период 2022 года, при реализации масштабной реформы органов местного самоуправления полномочия городского поселения не исполнял, не являлся руководителем администрации, в связи с чем необоснованно привлечен к административной ответственности. Полагает, что у суда имелись основания для замены административного штрафа на предупреждение. Обращает внимание на то, что в 2023 году проведена необходимая работа по выполнению требований антитеррористической защищенности объектов на территории г. Тотьма. Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 (далее - Требования).
Согласно пункту 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией (пункт 23 Требований).
В силу пункта 29 Требований места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
Частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для привлечения главы Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1 к административной ответственности по вышеприведенной статье явилось нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», положений пункта 22, 23 «б», 29 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, выраженное в том, что глава Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1, являясь должностным лицом администрации Тотемского муниципального округа, в должностные обязанности которого входит организация мероприятий в области антитеррористической защищенности объектов (территорий), расположенных на подведомственной территории допустил нарушение требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) – городская площадь муниципального образования «город Тотьма», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечил рабочее состояние системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средства) экстренного оповещения населения, находящегося на территории, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, кроме того, место массового пребывания людей 1 категории не оборудовано информационным стендом (табло), содержащим схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефонами правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, что в ходе рассмотрения дела и доводами жалобы не оспаривается.
Указанное нарушение выявлено 12.07.2023 в ходе проведения межведомственной контрольной проверки объекта места массового пребывания людей в Тотемском муниципальном округе, по результатам которой составлен соответствующий акт.
Бездействие должностного лица ФИО1, являющегося главой Тотемского муниципального округа Вологодской области с 27.10.2022 (Решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального округа от 25.10.2022 № 33 «Об избрании главы Тотемского муниципального округа»), правильно квалифицировано судом по части 1 статьи 20.35 КоАП РФ, и не содержит уголовно наказуемого деяния.
Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Бездействие ФИО1, являющегося в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ должностным лицом, квалифицированы по части 1 статьи 20.35 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства о противодействии терроризму.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 20.35 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы при назначении административного наказания судом учтены обстоятельства смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе признание вины, принятие мер по устранению выявленных нарушений, а также отсутствие отягчающих обстоятельств.
Отклоняя доводы жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем в рассматриваемом случае судом первой инстанции обоснованно не установлено наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в связи с чем соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в жалобе о том, что в период 2022 года, при реализации масштабной реформы органов местного самоуправления полномочия городского поселения ФИО1 не исполнял, не являлся руководителем администрации, в связи с чем необоснованно привлечен к административной ответственности, являлись предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении. Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого по делу акта не является.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы должностного лица не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 09.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу главы Тотемского муниципального округа Вологодской области ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Т.Н. Балаева